Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». От 2 месяцев до 1 года В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами 1. до 6 месяцев: осуществлять эмоционально-контактное взаимодействие и общение с ребенком, эмоционально-позитивное реагирование на него; 2. с 6 месяцев: организовать эмоционально-позитивную поддержку ребенка в его действиях через вербальное обозначение совершаемых совместных действий с ребенком; поддерживать потребность ребенка в совместных действиях со взрослым; 3. с 9 месяцев: формировать положительное отношение к окружающим, доверие и желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми; поощрять интерес к предметам / игрушкам и действиям с ними; способствовать проявлению самостоятельности и активности в общении, освоении пространства и предметноманипулятивной деятельности. В результате, к концу 1 года жизни, ребенок демонстрирует потребность в общении; использует эмоциональные средства (улыбка, смех, крик, плач), непосредственный показ, указательные жесты, вокализации в процессе манипуляций с предметами; вовлекает взрослых во взаимодействие с ним, показывает себя, близких людей, знакомые предметы. От 1 года до 2 лет В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами 1. создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к детскому саду; 2. поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику; 3. формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметномокружении; 4. создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия. В результате, к концу 2 года жизни, ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении со взрослыми, начинает проявлять интерес к общению со сверстниками; умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением; активно подражает взрослым; обращается к взрослому с просьбой о помощи; включается в парные игры со взрослым и сверстниками. От 2 лет до 3 лет В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами 1 1. поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации кдетскому саду; 2. развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности; 3. поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия; 4. формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и детском саде; 5. формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и близких членах семьи. В результате, к концу 3-го года жизни, ребенок позитивен и эмоционально отзывчив, охотно посещает детский сад, относится с доверием к педагогам, активно общается, участвует в совместных действиях с ними, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры; доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с педагогом и детьми; придумывает игровой сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью; активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям. От 3 лет до 4 лет В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами В сфере социальных отношений: 1. развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженныеэмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть; 1. обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении; 2. поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии; 3. оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; 4. приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. В области формирования основ гражданственности и патриотизма 1. обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности. В сфере трудового воспитания: 2 1. развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и трудовые навыки; 2. воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых; 3. приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание). В области формирования основ безопасного поведения: 1. развивать интерес к правилам безопасного поведения; 2. обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов. В результате, к концу 4-го года жизни, ребенок говорит о себе в первом лице, положительнооценивает себя, проявляет доверие к миру; по побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких и сверстников, способен к распознаванию и называнию базовых эмоций на основе вербальных и невербальных средств их выражения (мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи); ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, владеет способами взаимодействия с детьми, спокойно играет с ними рядом. С интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов; по примеру педагога бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям; проявляет самостоятельность в самообслуживании, интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами в быту, в том числе электронными гаджетами. От 4 лет до 5 лет В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами В сфере социальных отношений: 1. формировать положительную высокую самооценку, уверенность в своих силах, стремлениек самостоятельности; 2. развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и мультипликационных произведений,доброе отношение к животным и растениям; 3. развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям, значимым взрослым; 4. воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками; 5. развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. В области формирования основ гражданственности и патриотизма: 3 1. воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; 2. развивать интерес детей к основным достопримечательностями города (поселка), в котором они живут. В сфере трудового воспитания: 1. формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления сконкретными видами труда; 2. воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; 3. развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться вповседневные трудовые дела в детском саду и семье. В области формирования основ безопасного поведения: 1. обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, наулице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; 2. знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях; 3. формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качествепешехода и пассажира транспортного средства. 4. формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов,в том числе мобильных устройств, планшетов и пр. В результате, к концу 5 года жизни, ребенок демонстрирует положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности; обращает внимание на ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких людей, сопереживает героям литературных и изобразительных произведений, демонстрирует выраженное положительное эмоциональное отношение к животным, особенно маленьким; задает вопросы об эмоциях и чувствах, пытается разобраться в причинах хорошего и плохого настроения; знает состав семьи, имеет представления о родственных отношениях, беседует о семейных событиях; демонстрирует освоение правил и положительных форм поведения; чувствителен к поступкам сверстников, проявляет интерес к их действиям, внимателен к словам и оценкам взрослых; в привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми; позитивно относится к посещению детского сада, знает ряд правила жизнедеятельности в детском саду. Знает символам страны (флаг и герб), ряд памятных дат и демонстрирует уважительное к ним отношение, проявляет интерес к основным достопримечательностями города (поселка), в котором он живет. Проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх; способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан; самостоятелен в 4 самообслуживании; стремится к выполнению трудовых обязанностей, включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. охотно С интересом познает правила безопасного поведения; в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения; знает правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, основные правила безопасного использования гаджетов. От 5 лет до 6 лет В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами В сфере социальных отношений: 1. обогащать представления детей о формах поведения и действий детей в различных ситуациях в семье и детском саду; 2. содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами; 3. эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых; 4. поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; 5. обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил; 6. расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада. В области формирования основ гражданственности и патриотизма: 1. воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию; 2. знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества; 3. поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы. В сфере трудового воспитания: 1. формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда; 2. развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе; 5 3. знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности. В области формирования безопасного поведения: 1. формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в интернет-сети и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 2. формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами. В результате, к концу 6 года жизни, ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям; ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками; интересуется жизнью семьи и детского сада; в общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности; различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил; имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные представления. Проявляет уважение к Родине, родному краю, к людям разных национальностей, их обычаям и традициям. Знает государственные праздники, уважает традиции их празднования, демонстрирует гордость за поступки героев Отечества. Активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде; бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых; самостоятелен, инициативен в самообслуживании; с готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда. Представления о безопасном поведении достаточно осмысленны; ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх; пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами и приборами, безопасно и по назначению использовать мобильные устройства и планшеты; быть осторожным при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте. От 6 лет до 7 лет В области социально-коммуникативного образовательной деятельности являются: развития основными задачами В сфере социальных отношений: 1. поддерживать положительную и высокую самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником; 6 2. обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности; 3. обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать своипереживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации; 4. развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; 5. воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах. В области формирования основ гражданственности и патриотизма: 1. воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, кпредставителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям; 2. расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны; 3. знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей приподдержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке); 4. развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления,восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания. В сфере трудового воспитания: 1. развивать ценностное отношение к труду взрослых; 2. формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязивидов труда и профессий; 3. формировать элементы финансовой грамотности, осознания возможностейродителей, ограниченности материальных ресурсов; материальных 4. развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; 5. поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; 6. воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых,оказанию посильной помощи. В области формирования безопасного поведения: 7 1. формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 2. воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет сети. В результате, к концу 7 года жизни, ребенок проявляет положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен к распознаванию и пониманию основных эмоций и чувств (радость, печаль, гнев, страх, удивление, обида, вина, зависть, сочувствие, любовь), называет их, ориентируется в особенностях их выражения и причинах возникновения у себя и других людей; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); старается понять свои переживания и переживания окружающих людей (задает вопросы о настроении, рассказывает о собственных переживаниях), владеет адекватными возрасту способами эмоциональной регуляции поведения (умеет успокоить и пожалеть сверстника); способен осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации. Проявляет патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям; государственным праздникам, событиям, происходящим в стране, испытывает чувство гордости за достижения в области искусства, науки и спорта; стремится принимать участие при поддержке взрослых всоциальных акциях, волонтерских мероприятиях, в праздновании событий, связанных с жизнью родного города (поселка). Проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком; отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании; проявляет самостоятельность и инициативу в труде; самостоятелен и ответственен в самообслуживании; добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье. Имеет представление о безопасном поведении; знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными, ядовитыми растениями, грибами; внимателен к соблюдению правил поведения на улице. Способен к соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии. 8