Приложение 3 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие».
От 2 месяцев до 1 года
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

1. до 6 месяцев: осуществлять эмоционально-контактное взаимодействие и общение
с ребенком, эмоционально-позитивное реагирование на него;
2. с 6 месяцев: организовать эмоционально-позитивную поддержку ребенка в его
действиях через вербальное обозначение совершаемых совместных действий с ребенком;
поддерживать потребность ребенка в совместных действиях со взрослым;
3. с 9 месяцев: формировать положительное отношение к окружающим, доверие и
желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми; поощрять
интерес к предметам / игрушкам и действиям с ними; способствовать проявлению
самостоятельности и активности в общении, освоении пространства и предметноманипулятивной деятельности.
В результате, к концу 1 года жизни, ребенок демонстрирует потребность в
общении; использует эмоциональные средства (улыбка, смех, крик, плач),
непосредственный показ, указательные жесты, вокализации в процессе манипуляций с
предметами; вовлекает взрослых во взаимодействие с ним, показывает себя, близких
людей, знакомые предметы.
От 1 года до 2 лет
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

1. создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к детскому саду;
2. поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес
к сверстнику;
3. формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем
предметномокружении;
4. создавать условия для получения опыта применения правил социального
взаимодействия.
В результате, к концу 2 года жизни, ребенок демонстрирует ярко выраженную
потребность в общении со взрослыми, начинает проявлять интерес к общению со
сверстниками; умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным
назначением; активно подражает взрослым; обращается к взрослому с просьбой о
помощи; включается в парные игры со взрослым и сверстниками.
От 2 лет до 3 лет
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

1

1. поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации
кдетскому саду;
2. развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
3. поддерживать
доброжелательные
взаимоотношения
детей,
развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи,
заботы, участия;
4. формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем
виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и детском саде;
5. формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях и близких членах семьи.
В результате, к концу 3-го года жизни, ребенок позитивен и эмоционально
отзывчив, охотно посещает детский сад, относится с доверием к педагогам, активно
общается, участвует в совместных действиях с ними, переносит показанные игровые
действия в самостоятельные игры; доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует
в общих играх и делах совместно с педагогом и детьми; придумывает игровой сюжет из
нескольких связанных по смыслу действий, принимает свою игровую роль, выполняет
игровые действия в соответствии с ролью; активен в выполнении действий
самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям.
От 3 лет до 4 лет
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

В сфере социальных отношений: 1. развивать эмоциональную отзывчивость,
способность откликаться на ярко выраженныеэмоции сверстников и взрослых, различать и
понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;
1. обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе
отношение и забота о членах семьи, близком окружении;
2. поддерживать в установлении положительных контактов между детьми,
основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной
симпатии;
3. оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре,
в повседневном общении и бытовой деятельности;
4. приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском
саду.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма
1. обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в
различных видах деятельности.
В сфере трудового воспитания:

2

1. развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, формировать
представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на
заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.) и
трудовые навыки;
2. воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда
взрослых;
3. приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание).
В области формирования основ безопасного поведения:
1. развивать интерес к правилам безопасного поведения;
2. обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного
использования бытовых предметов и гаджетов.
В результате, к концу 4-го года жизни, ребенок говорит о себе в первом лице,
положительнооценивает себя, проявляет доверие к миру; по побуждению взрослых
эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких и
сверстников, способен к распознаванию и называнию базовых эмоций на основе
вербальных и невербальных средств их выражения (мимика, пантомимика,
интонационные характеристики речи); ребенок приветлив с окружающими, проявляет
интерес к словам и действиям взрослых, владеет способами взаимодействия с детьми,
спокойно играет с ними рядом. С интересом наблюдает за трудовыми действиями
взрослых по созданию или преобразованию предметов; по примеру педагога бережно
относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям; проявляет
самостоятельность в самообслуживании, интерес к правилам безопасного поведения;
осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами в быту, в том числе
электронными гаджетами.
От 4 лет до 5 лет
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

В сфере социальных отношений:
1. формировать положительную высокую самооценку, уверенность в своих силах,
стремлениек самостоятельности;
2. развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и
нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и
мультипликационных произведений,доброе отношение к животным и растениям;
3. развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье,
уважение к родителям, значимым взрослым;
4. воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание
выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками;
5. развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или
небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
3

1. воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны,
памятным датам;
2. развивать интерес детей к основным достопримечательностями города (поселка), в
котором они живут.
В сфере трудового воспитания:
1. формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе
ознакомления сконкретными видами труда;
2. воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд,
заботу о детях;вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового
труда;
3. развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании
включаться вповседневные трудовые дела в детском саду и семье.
В области формирования основ безопасного поведения:
1. обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в
быту, наулице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;
2. знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных
ситуациях;
3. формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в
качествепешехода и пассажира транспортного средства.
4. формировать представления о правилах безопасного использования электронных
гаджетов,в том числе мобильных устройств, планшетов и пр.
В результате, к концу 5 года жизни, ребенок демонстрирует положительную
самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности; обращает
внимание на ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких людей,
сопереживает героям литературных и изобразительных произведений, демонстрирует
выраженное положительное эмоциональное отношение к животным, особенно
маленьким; задает вопросы об эмоциях и чувствах, пытается разобраться в причинах
хорошего и плохого настроения; знает состав семьи, имеет представления о родственных
отношениях, беседует о семейных событиях; демонстрирует освоение правил и
положительных форм поведения; чувствителен к поступкам сверстников, проявляет
интерес к их действиям, внимателен к словам и оценкам взрослых; в привычной
обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми;
позитивно относится к посещению детского сада, знает ряд правила жизнедеятельности
в детском саду.
Знает символам страны (флаг и герб), ряд памятных дат и демонстрирует
уважительное
к
ним
отношение,
проявляет
интерес
к
основным
достопримечательностями города (поселка), в котором он живет.
Проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике;
отражает эти представления в играх; способен использовать обследовательские действия
для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о предмете, его
назначении и особенностях, о том, как он был создан; самостоятелен в
4

самообслуживании; стремится к выполнению трудовых обязанностей,
включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.

охотно

С интересом познает правила безопасного поведения; в повседневной жизни
стремится соблюдать правила безопасного поведения; знает правила безопасного
дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства,
основные правила безопасного использования гаджетов.
От 5 лет до 6 лет
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

В сфере социальных отношений:
1. обогащать представления детей о формах поведения и действий детей в
различных ситуациях в семье и детском саду;
2. содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных
состояний и переживаний, овладению способами;
3. эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления
сверстников и взрослых;
4. поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе,
согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате
совместной деятельности;
5. обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в
группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;
6. расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об
обязанностях в группе детского сада.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
1. воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей,
проживающим на территории России, их культурному наследию;
2. знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями
празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки
героев Отечества;
3. поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю,
эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и
произведениях искусства, явлениях природы.
В сфере трудового воспитания:
1. формировать представления о профессиях и трудовых процессах;
воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их
труда;
2. развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду
в природе;
5

3. знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать
первоначальные представления о финансовой грамотности.
В области формирования безопасного поведения:
1. формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в
быту, на улице, в природе, в интернет-сети и способах безопасного поведения; о правилах
безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства;
2. формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека
ситуациям; знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми
ресурсами.
В результате, к концу 6 года жизни, ребенок положительно настроен по
отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и
сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;
ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в
контактах со взрослыми и сверстниками; интересуется жизнью семьи и детского сада; в
общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий
замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и
совместной деятельности; различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в
своем поведении, откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо
освоил; имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков
опирается на нравственные представления.
Проявляет уважение к Родине, родному краю, к людям разных национальностей, их
обычаям и традициям. Знает государственные праздники, уважает традиции их
празднования, демонстрирует гордость за поступки героев Отечества.
Активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению
техники, современных машин и механизмов в труде; бережно относится к предметному
миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых;
самостоятелен, инициативен в самообслуживании; с готовностью участвует со
сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда.
Представления о безопасном поведении достаточно осмысленны; ребенок способен
соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх; пользоваться под
присмотром взрослого опасными бытовыми предметами и приборами, безопасно и по
назначению использовать мобильные устройства и планшеты; быть осторожным при
общении с незнакомыми животными; соблюдать правила перехода дороги, правильно
вести себя в транспорте.
От 6 лет до 7 лет
В области социально-коммуникативного
образовательной деятельности являются:

развития

основными

задачами

В сфере социальных отношений:
1. поддерживать положительную и высокую самооценку ребенка, уверенность в
себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления
стать школьником;
6

2. обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
3. обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка
распознавать своипереживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально
одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и
ценностные ориентации;
4. развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других;
договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты
конструктивными способами;
5. воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ
этикета, правил поведения в общественных местах.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
1. воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к
Родине, кпредставителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
2. расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать
интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за
достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам
страны;
3. знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать
детей приподдержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском
саду и в городе (поселке);
4. развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства
удивления,восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом
проживания.
В сфере трудового воспитания:
1. развивать ценностное отношение к труду взрослых;
2. формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и
взаимосвязивидов труда и профессий;
3. формировать элементы финансовой грамотности, осознания
возможностейродителей, ограниченности материальных ресурсов;

материальных

4. развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного
труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и
сверстниками;
5. поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде;
6. воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде
взрослых,оказанию посильной помощи.
В области формирования безопасного поведения:

7

1. формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе
и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
2. воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным
для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет сети.
В результате, к концу 7 года жизни, ребенок проявляет положительное отношение к
миру, другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку;
способен к распознаванию и пониманию основных эмоций и чувств (радость, печаль, гнев,
страх, удивление, обида, вина, зависть, сочувствие, любовь), называет их, ориентируется в
особенностях их выражения и причинах возникновения у себя и других людей; способен
откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание,
содействие); старается понять свои переживания и переживания окружающих людей
(задает вопросы о настроении, рассказывает о собственных переживаниях), владеет
адекватными возрасту способами эмоциональной регуляции поведения (умеет успокоить и
пожалеть сверстника); способен осуществлять выбор социально одобряемых действий в
конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации.
Проявляет патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к
Родине, к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям;
государственным праздникам, событиям, происходящим в стране, испытывает чувство
гордости за достижения в области искусства, науки и спорта; стремится принимать
участие при поддержке взрослых всоциальных акциях, волонтерских мероприятиях, в
праздновании событий, связанных с жизнью родного города (поселка).
Проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному
человеком; отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках,
конструировании; проявляет самостоятельность и инициативу в труде; самостоятелен и
ответственен в самообслуживании; добросовестно выполняет трудовые поручения в
детском саду и в семье.
Имеет представление о безопасном поведении; знает, как позвать на помощь,
обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес, имена родителей, их контактную
информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; проявляет
осторожность при встрече с незнакомыми животными, ядовитыми растениями, грибами;
внимателен к соблюдению правил поведения на улице. Способен к соблюдению правил
безопасности в реальном и цифровом взаимодействии.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».