Приложение 1 Педагогическая диагностика

Приложение 1 к ОП ДО
МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска
Оценка индивидуального развития воспитанников
в различных видах детской деятельности
Педагогическое наблюдение направлено на то, чтобы, изучить специфику
формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Цель - изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в
целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории
развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его
развития.
4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность боле
полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Педагогическое наблюдение распределено по пяти направлениям, определенным
программой:
«Физическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов
деятельности, для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия.
Наблюдения проходят в свободном общении педагога с детьми, в беседах, играх,
рассматривании картинок. В общение с ребенком включаются специально подобранные
задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,
педагоги-психологи,
учителя-логопеды,
учителя-дефектологи
и
т.д.)
проводят
диагностические исследования в части их касающихся.
Критерии оценки показателей:
1. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (3 балла, высокий уровень В); краткие (2 балла, средний уровень - С); отрывочные, фрагментарные, не оформлены (1
балл, низкий уровень - Н).
2. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (3 балла, высокий уровень - В); выполняет с
помощью взрослого (2 балла, средний уровень - С); выполняет в общей со взрослым
деятельности, не выполняет (1 балл, низкий уровень - Н).
Критерии оценки освоения ООП:
высчитывается по формуле: 100: общее количество критериев * на сумму критериев,
оцененных в 3 и 2 балла (по которым знания и умения сформированы на В или С уровень) = %
освоение программного материала.
Низкий уровень – менее 50%
Ниже среднего – 50-60%
Средний уровень – 60-70%
Выше среднего – 70-98%
Высокий уровень – 98-100%

Результаты педагогического наблюдения вносятся в карты развития воспитанников.
Педагогическое наблюдение и диагностика специалистов предполагает выделение
количественных параметров (уровней, баллов, процентов) и качественных характеристик
изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития
каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под
определенный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого
характеристики достижений ребенка вносятся в «карты развития».

Мониторинг образовательного процесса - отслеживание результатов освоения
основной/адаптированной образовательной программы - обеспечивается педагогическим
наблюдением и диагностикой специалистов. А мониторинг детского развития проводится на
основе сравнительной оценки развития ребенка (исключительно с самим собой), которая
позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником промежуточных и итоговых
показателей освоения программы, динамику развития по основным направлениям.

Первая младшая группа
Показатели развития

Критерии
показателей

Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Имеет представления о значении разных органов для нормальной
жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос
— нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать,
держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова —
думать, запоминать
Физическая культура (инструктор по ФК)
Умеет сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с
согласованными, свободными движениями рук и ног.
Может действовать сообща, придерживаясь определенного
направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры,
менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в
соответствии с указанием педагога.
Умеет ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать,
держать, переносить, класть, бросать, катать).
Умеет прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в
длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Сформировано желание играть вместе с воспитателем в подвижные
игры с простым содержанием, несложными движениями.
Выполняет простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать,
как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.
п.).

Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Имеет представления о предметах ближайшего окружения, о
простейших связях между ними.
Знает цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны
(бумага, дерево, ткань, глина).
Может сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки,
обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же,
подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки
пьют и т. д.).
Может установливать сходства и различия между предметами,
имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч
— синий мяч; большой кубик — маленький кубик).
Может называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий,
пушистый и др.
Может включать движения рук по предмету в процесс знакомства с
ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Может складывать пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной
величины;
Может складывать «Геометрическую мозаику» (круг, треугольник,
квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей),
складные кубики (4–6 шт.) и др.);
Может сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать
тождество и различие однородных предметов по одному из

оценки

сенсорных признаков — цвет, форма, величина.
Может находить «Чего не стало?» и т. п);
Может находить «Что звучит?» и т. п.;
Может называть предметы с помощью тактильных ощущений,
температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —
холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.);
Может играть в игрушки с пуговицами, крючками, молниями,
шнуровкой и т. д.).
Формирование элементарных математических представлений
Может формировать группы однородных предметов. Может
различать количество предметов (один — много).
Может различать предметы контрастных размеров и обозначать их в
речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка —
маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Может различать предметы по форме и называть их (кубик,
кирпичик, шар и пр.).
Может ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо,
руки, ноги, спина).
Может двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Ознакомление с миром природы
Может узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних
животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и
называть их.
Может узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя,
зайца, лису и др.) и называть их.

Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
Может самостоятельно рассматривать картинки, книги, игрушки в
качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и
воспитателем.
Понимает речь взрослых без наглядного сопровождения.
Умеет детей по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому
медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней
полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и
движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи,
как медвежонок»).
Употребляет сушествительные
Употребляет глаголы
Употребляет прилагательные
Употребляет наречия
Отчетливо произносит изолированные гласные и согласные звуки
(кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводит
звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2–4 слов).
Может отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и
более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?»,
«Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
Может рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке
(обновке), о событии из личного опыта.
Может во время игр-инсценировок повторять несложные фразы.

Воспроизводит отрывки из хорошо знакомых произведений.
Может слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Художественная литература
Может договаривать слова, фразы при чтении воспитателем
знакомых стихотворений.
Может прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Может играть в хорошо знакомую сказку.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Сформирован опыт поведения в среде сверстников, чувство симпатии
к ним.
Сформированы элементарные навыки вежливого обращения:
здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя
слова «спасибо» и «пожалуйста».
Сформировано умение спокойно вести себя в помещении и на улице:
не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Может называть свое имя.
Может называть имена членов своей семьи.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Сформирована привычка мыть руки по мере загрязнения и перед
едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Сформировано умение во время еды правильно держать ложку.
Умеет одеваться и раздеваться в определенном порядке; при
небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать
пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке
аккуратно складывать снятую одежду
Сформировано умение выполнять простейшие трудовые действия:
совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без
хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.
Называет некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет
посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности
Знаком с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Проявляет желание изображать знакомые предметы.
Испытывает чувство радости от штрихов и линий, которые нарисовал
сам.
Различает цвета карандашей, фломастеров, правильно называет их
Может рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные,
горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:
ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и
др.
Может отламывать комочки глины от большого куска; лепить
палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми
движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к
другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Может раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней
для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и
др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье,

пряники)
Может делать пальцами углубление в середине сплющенного
комочка (миска, блюдце).
Музыкально-художественная деятельность
Может эмоционально реагировать на музыку.
Активен при подпевании и пении.
Сформирована способность воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой,
полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).
Может передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка
косолапый идет)
Может ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая
ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу,
врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или
содержания песни.

Вторая младшая группа
Показатели развития

Критерии
показателей

оценки

Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
умеет различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать
представление об их роли в организме и о том, как их беречь и
ухаживать за ними.
имеет представление о полезной и вредной пище; об овощах и
фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические
упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна
восстанавливаются силы.
знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы
организма. Имеет представление о необходимости закаливания.
Имеет представление о ценности здоровья; формировать желание
вести здоровый образ жизни.
Умеет сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать
необходимость лечения.
Имеет потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни.
Физическая культура (инструктор по ФК)
Умеет детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская
головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.
Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по
одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях
Умеет энергично отталкиваться двумя ногами и правильно
приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением
вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в
длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей
диаметром 15–20 см
Умеет энергично отталкивать мячи при катании, бросании.
Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
Умеет сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в
движении, при выполнении упражнений в равновесии.
Умеет реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.;
выполнять правила в подвижных играх.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Умеет сосредоточивать внимание на предметах и явлениях
предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать
простейшие связи между предметами и явлениями, делать
простейшие обобщения.
Умеет определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый)
предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко,
близко, высоко).
Умеет различать материалы (дерево, бумага, ткань, глина), их
свойства (прочность, твердость, мягкость).
Умеет проводить простейшие наблюдения, обследования предметов,
включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).
Умеет группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь

— одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).
Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства
предметов; группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Умеет подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и
маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по
размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3
цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
Приобщение к социокультурным ценностям
Знает предметы ближайшего окружения, их назначение.
Знает основные объекты городской инфраструктуры: дом, улица,
магазин, поликлиника, парикмахерская.
Знает о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя,
музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер,
строитель), их трудовых действиях, результатах труда.
Формирование элементарных математических представлений
Может видеть общий признак предметов группы (все мячи —
круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Может составлять группы из однородных предметов и выделять из
них отдельные предметы;
Может различать понятия «много», «один», «по одному», «ни
одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в
окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе
пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Может сравнивать две равные (неравные) группы предметов на
основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Может пользоваться приемами последовательного наложения и
приложения предметов одной группы к предметам другой; учить
понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»;
отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый
кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или
«Кружков столько же, сколько грибов».
Может устанавливать равенство между неравными по количеству
группами предметов путем добавления одного предмета или
предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного
предмета из большей группы.
Может сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по
заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в
целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать
результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые
(равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по
ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте,
большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Умеет ориентироваться в расположении частей своего тела и в
соответствии с ними различать пространственные направления от
себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.
Различает правую и левую руки.
Ориентируется в контрастных частях суток: день — ночь, утро —
вечер.
Ознакомление с миром природы

Знает домашних животных и их детенышей, особенности их
поведения и питания.
Имеет представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и
др.).
Умеет наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона,
голубь, воробей и др.), подкармливать их зимой.
Имеет представления детей о насекомых (бабочка, майский жук,
божья коровка, стрекоза и др.).
Умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец,
помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.),
ягоды (малина, смородина и др.).
Имеет представление о том, что для роста растений нужны земля,
вода и воздух.
Знаком с характерными особенностями следующих друг за другом
времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим
в жизни и деятельности взрослых и детей.
Имеет представление о свойствах воды (льется, переливается,
нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный —
лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
Имеет элементарные знания о садовых и огородных растениях,
знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Образовательная область «Речевое развитие»
Может посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты
со сверстниками.
Знает названия и назначение предметов одежды, обуви, головных
уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Различает и называет существенные детали и части предметов (у
платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его
оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая,
пушистая, шероховатая)
Понимает обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи,
фрукты, птицы и т. п.);
Внятно произносит в словах гласные (а, у, и, о, э)
Внятно произносит в словах согласные звуки:
— б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Умеет согласовывать прилагательные с существительными в роде,
числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на,
под, за, около).
Употребляет в речи имена существительные в форме единственного и
множественного числа, обозначающие животных и их детенышей
(утка — утенок — утята);
Употребляет в речи форму множественного числа существительных в
родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Умеет вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный
вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не
перебивая говорящего взрослого.
Испытывает потребность делиться своими впечатлениями с
воспитателями и родителями.
Художественная литература
Может слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием
действия, сопереживать героям произведения.

Может повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из
прочитанного произведения, договаривать слова и несложные для
воспроизведения фразы.
Может с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать
небольшие отрывки из народных сказок.
Может читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Сформированы навыки организованного поведения в детском саду,
дома, на улице.
Может пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Может поддерживать чистоту и порядок в группе, сформировано
бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Сформировано умение правильно пользоваться мылом, аккуратно
мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать
полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Сформированы навыки поведения за столом: умение правильно
пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не
крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не
разговаривать с полным ртом.
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной
последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и
застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
Сформировано желание участвовать в посильном труде, умение
преодолевать небольшие трудности, к самостоятельному выполнению
элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти,
доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки,
строительный материал.
Имеет понятия о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя,
музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер,
строитель), представления о трудовых действиях, результатах труда.
Формирование основ безопасности
Понимает значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Сформировано умение соблюдать правила в играх с мелкими
предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Умеет правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая
мышц и не сжимая сильно пальцы
Умеет набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем
ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки
легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем
набрать краску другого цвета.
Знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый,
черный), познаком с оттенками (розовый, голубой, серый).
Умеет украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных
воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов
(блюдечко, рукавички).
Может
изображать
предметы
разной
формы
(округлая,

прямоугольная) и предметы, состоящие из комбинаций разных форм и
линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Умеет создавать несложные сюжетные композиции, повторяя
изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки
гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в
траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
Умеет раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями,
соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая
его ладонями обеих рук.
Умеет создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их
путем прижимания друг к другу.
Умеет
предварительно
выкладывать
(в
определенной
последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы,
величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или
заданное воспитателем), и наклеивать их.
Умеет пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем
на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально
приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем,
к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Умеет создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат,
розета и др.) предметные и декоративные композиции из
геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя
их по форме и цвету.
Музыкально-художественная деятельность
Сформирована способность различать звуки по высоте в пределах
октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии
(громко, тихо). Может двигаться в соответствии с двухчастной
формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на
начало звучания музыки и ее окончание.
Может различать звучание музыкальных игрушек, детских
музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка,
погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Может петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно
произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно,
ласково, напевно).
Может маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Сформированы навыки выразительной и эмоциональной передачи
игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают
мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята,
летают птички и т. д.
Знаком с некоторыми детскими музыкальными инструментами:
дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,
барабаном, а также их звучанием.
Может подыгрывать на детских ударных музыкальных
инструментах.

Средняя группа
Показатели развития

Критерии
показателей

Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Имеет представление о значении частей тела и органов чувств для
жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги
помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает
жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши
слышат).
Испытывает потребность в соблюдении режима питания,
употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Испытывает потребность в соблюдении режима питания,
употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Имеет представление о необходимых человеку веществах и
витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна,
гигиенических процедур, движений, закаливания.
Знает значение понятий «здоровье» и «болезнь».
Умеет устанавливать связь между совершаемым действием и
состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они
у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и
у меня начался насморк»).
Умеет оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться
за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Имеет представления о здоровом образе жизни; о значении
физических упражнений для организма человека. Продолжать
знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных
органов и систем организма.
Физическая культура
Умеет ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.
Умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
Умеет перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой
(вправо, влево).
Умеет энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках
на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
Умеет в прыжках в длину и высоту с места сочетать отталкивание со
взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие.
Умеет принимать правильное исходное положение при метании,
отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его
кистями рук (не прижимая к груди).
Умеет детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять
повороты, подниматься на гору.
Умеет выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно
относиться к выполнению правил игры.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Умеет выделять отдельные части и характерные признаки предметов
(цвет, форма, величина), сравнивать и группировать их по этим

оценки

признакам.
Умеет
обобщать представления о предметах и явлениях,
устанавливать простейшие связи между ними.
Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и
новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать
предметы по цвету, форме и величине.
Умеет определять их цвет, форму, величину, вес.
Умеет рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об
их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления
предмета из определенного материала (корпус машин — из металла,
шины — из резины и т. п.).
Знает круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
Знает цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый,
фиолетовый, белый, серый).
Различает материалы на ощупь, путем прикосновения, поглаживания
(характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое,
колючее и др.).
Соблюдает правила простейших настольно-печатных игр («Домино»,
«Лото»).
Приобщение к социокультурным ценностям
Имеет представление об общественном транспорте (автобус, поезд,
самолет, теплоход).
Имеет представление о правилах поведения в общественных местах.
Имеет первичные представления о школе.
Знает о культурных явлениях (театр, цирк, зоопарк, вернисаж), их
атрибуты, людей, работающих в них, правилами поведения.
Имеет представления о жизни и особенностях труда в городе и в
сельской местности с опорой на опыт детей.
Знает различные профессии (шофер, почтальон, продавец, врач и т.
д.); об их трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Знаком с деньгами, возможностями их использования.
Формирование элементарных математических представлений
знает, что множество может состоять из разных по качеству
элементов
может выполнить равенство и неравенство групп на основе счета
знает цифры от 0 до 5
знает круг, квадрат, треугольник, шар, куб
знает прямоугольник, его элементы
знает, что фигуры могут быть разных размеров
может соотносить форму предметов с известными геометрическими
фигурами
может понимать смысл пространственных отношений ( вперед –
назад,право-лево, верх-низ)
понимает пространственные отношения далеко-близко
может обозначать словами положение предметов по отношению к
себе
знает значение слов вчера, сегодня, завтра
знает последовательность суток: утро, день, вечер, ночь
может сравнивать части множества, определяя их равенство или
неравенство

может уравнивать неравные группы двумя способами
может отсчитывать предметы из большего количества
может считать до 5 на основе наглядности
может устанавливать размерные отношения между 10 предметами
разной длины (высоты, ширины) или толщины
может
отражать в речи порядок расположения предметов и
соотношение между ними по размеру
может
сравнивать два предмета по величине (длине, ширине,
высоте) опосредованно - с помощью третьего (условной меры),
равного одному из сравниваемых предметов
может находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире
(уже), толще (тоньше) образца и равные ему на основе глазомера
Ознакомление с миром природы
Знает представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха),
их внешний вид и способы передвижения (у ящерицы продолговатое
тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить;
ящерица очень быстро бегает).
Имеет представления детей о некоторых насекомых (муравей,
бабочка, жук, божья коровка).
Знает о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус,
хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); способы ухода за ними.
Знает и называет 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Знает о свойствах песка, глины и камня.
Может наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона,
голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Имеет представления детей об условиях, необходимых для жизни
людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Умеет узнавать и называть времена года, выделять их признаки
Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и
неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели
цветы и т. д.).
Имеет представления детей о том, что в мороз вода превращается в
лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Образовательная область «Речевое развитие»
может использовать существительные, обозначающие предметы
бытового окружения
может использовать прилагательные, характеризующие свойства и
качества предметов
рассказывает о содержании сюжетной картинки
может подбирать существительные к прилагательному
может пересказывать отрывки из сказок
С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки
Звуковая культура речи
может правильно произносить гласные и согласные звуки
может отчетливо произносить слова и словосочетания
может различать на слух и называть слова, начинающиеся на
определенный звук
может интонационно выразительно говорить

Грамматический строй речи
может согласовывать слова в предложении
может образовывать форму множественного числа существительных
Художественная литература
понимает, что из книг можно узнать много интересного
с интересом рассматривает иллюстрации
может выражать эмоциональное отношение к литературным героям
просит читать литературные произведения
может запоминать считалки, скороговорки, загадки

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Сформировано личностное отношение ребенка к соблюдению (и
нарушению)
моральных
норм:
взаимопомощи,
сочувствия
обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения
действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе
сверстника (разделил кубики поровну).
Испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок
Сформированы навыки вежливого общения: здороваться, прощаться,
называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству,
не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою
просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Сформировано представление о росте и развитии ребенка, его
прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду
взрослым»).
Сформированы представления детей о семье, ее членах.
Может свободно ориентироваться в помещениях детского сада
Бережно относится к вещам, использует их по назначению, ставит на
место.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Сформированы навыки аккуратного приема пищи: умение брать
пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно
пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой,
полоскать рот после еды.
Сформировано умение самостоятельно одеваться, раздеваться,
аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого
приводить ее в порядок (чистить, просушивать)
Умеет самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его
после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть
баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
Сформировано ответственное отношение к порученному заданию
(умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его
хорошо).
Знает о профессиях близких людей, значимость их труда. Проявляет
интерес к профессиям родителей.
Формирование основ безопасности
Сформированы
элементарные
представления
о
способах
взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в
природе.
Знаком с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка
общественного транспорта» и элементарными правилами поведения

на улице.
Знаком с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Знает к уже известным цветам и оттенкам добавить (коричневый,
оранжевый, светло-зеленый) имеет представление о том, как можно
получить эти цвета.
Сформировано умение получать светлые и темные оттенки цвета,
изменяя нажим на карандаш.
Сформировано умение правильно передавать расположение частей
при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить
их по величине.
Сформировано умение создавать декоративные композиции по
мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать
дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического
восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в
стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные
детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Может выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки,
розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Владеет приемами лепки, освоенныеми в предыдущих группах;
может владеть приемом прищипывания с легким оттягиванием всех
краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого
куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у
птички). Может сглаживать пальцами поверхность вылепленного
предмета, фигурки.
Сформировано умение правильно держать ножницы и пользоваться
ими.
Сформирован навык разрезания по прямой сначала коротких и
длинных полос.
Может составлять из полос изображения разных предметов (забор,
скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
Может вырезать круглые формы из квадрата и овальные из
прямоугольника путем скругления углов
Может преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре
части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и
т. д.).
Музыкально-художественная деятельность
Может чувствовать характер музыки, узнавать знакомые
произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
Может
замечать
выразительные
средства
музыкального
произведения: тихо, громко, медленно, быстро. способность
различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты,
септимы).
Умеет петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить
слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
Сформирован навык ритмичного движения в соответствии с
характером музыки
Сформированы танцевальные движения: прямой галоп, пружинка,
кружение по одному и в парах.
Может подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках,

погремушках, барабане, металлофоне.

Старшая группа
Показатели развития

Критерии
показателей

Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Имеет представления об особенностях функционирования и
целостности человеческого организма. Акцентировать внимание
детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть
апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Имеет представления о составляющих (важных компонентах)
здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и
солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах,
разрушающих здоровье.
Имеет представления о зависимости здоровья человека от
правильного питания; умения определять качество продуктов,
основываясь на сенсорных ощущениях.
Имеет представления о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
Имеет представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем,
не шуметь, выполнять его просьбы и поручения).
Знает возможности здорового человека. Сформирована потребность в
здоровом образе жизни. Проявляет интерес к физической культуре и
спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Владеет доступными сведениями из истории олимпийского
движения.
Знаком с основами техники безопасности и правилами поведения в
спортивном зале и на спортивной площадке.
Физическое развитие (инструктор по ФК)
Умеет бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Умеет лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
Умеет прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться,
отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать
на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие
при приземлении.
Умеет сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить
мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести
при ходьбе.
Умеет ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон,
спускаться с горы.
Знает элементы спортивных игр, принимает участие в играх с
элементами соревнования, играх-эстафетах.
Может помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к
занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
Проявляет интерес детей к различным видам спорта, сообщает
некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры,
проявляя инициативу и творчество.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности

оценки

Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия
(найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти
предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Умеет подбирать пары или группы предметов, совпадающих по
заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — глад-кий,
теплый — холодный и др.).
Умеет определять материалы, из которых изготовлены предметы.
Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме,
материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная,
керамическая, пластмассовая).
Умеет выделять разнообразные свойства и отношения предметов
(цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.),
включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Знает цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный
(ахроматические).
Умеет различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно
называть их. Показать детям особенности расположения цветовых
тонов в спектре.
Приобщение к социокультурным ценностям
Знает о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка,
миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и
т. п.).
Знает что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда
«пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).
Имеет представления об учебных заведениях (детский сад, школа,
колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство,
производство, сельское хозяйство).
Знаком с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их
атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними
профессиями, правилами поведения.
Знаком с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда,
расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Имеет элементарные представления об истории человечества
(Древний мир, Средние века, современное общество) через
знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура,
мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей
разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Имеет представления о профессиях воспитателя, учителя, врача,
строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли,
связи др.;
Знает о том, что для облегчения труда используется разнообразная
техника.
Знаком с трудом людей творческих профессий: художников,
писателей, композиторов, мастеров народного декоративноприкладного искусства; с результатами их труда (картинами,
книгами, нотами, предметами декоративного искусства).
Формирование элементарных математических представлений
Умеет разбивать множества на части и воссоединять их;
устанавливать отношения между целым множеством каждой его
частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше
целого множества;

Умеет считать до 10;
Может считать в обратном порядке (в пределах 10).
Знает цифры от 0 до 9.
Знает образование каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной
основе).
Может сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе
сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства
(неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один
предмет или убирая из большего количества один предмет («7
меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8
больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <
6 на 1, 6 > 5 на 1).
Имеет представление о равенстве: определять равное количество в
группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать
числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5
петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
Знает, что число не зависит от величины предметов, расстояния
между предметами, формы, их расположения, а также направления
счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Знает количественный состав числа из единиц в пределах 5 на
конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и
еще один.
Умеет устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами
разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать
предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по
величине; отражать в речи порядок расположения предметов
соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая
широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она
шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Умеет сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте)
опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного
одному из сравниваемых предметов.
Сформировано понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,
квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две,
четыре).
Знает овал.
Имеет представление о четырехугольнике: что квадрат и
прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Умеет анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в
ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги,
картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо
— овальные, тарелки — круглые и т. д.
Имеет представления о том, как из одной формы сделать другую.
Умеет ориентироваться в окружающем пространстве; понимает
смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди
(спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в
соответствии со знаками — указателями направления движения
(вперед, назад, налево, направо и т. п.);
Умеет ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху —
внизу, в середине, в углу).

Имеет представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют
сутки.
Умеет
на
конкретных
примерах
устанавливать
последовательность различных событий: что было раньше (сначала),
что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера,
какой будет завтра.
Ознакомление с миром природы
Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях,
кустарниках и травянистых растениях. Знаком с понятиями «лес»,
«луг» и «сад».
Знает о способах вегетативного размножения растений.
Имеет представления о диких животных: где живут, как добывают
пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья,
медведи зимуют в берлоге).
Имеет представления о представителях классов пресмыкающихся
(ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их
некоторых характеристиках.
Знает как человек в своей жизни использует воду, песок, глину,
камни.
Умеет
устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и
растений.
Знает как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы,
черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые
птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Знаком с таким природным явлением, как туман.
Имеет представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные
— маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный
опенок).

Образовательная область «Речевое развитие»
Формирование словаря, связная речь
Может использовать существительные, обозначающие предметы
бытового окружения
Может
характеризовать
объект,
ситуацию;
высказывать
предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли
понятно для окружающих.
Может отстаивать свою точку зрения.
Может использовать разные части речи в точном соответствии с их
значением и целью высказывания.
Может различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Может внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями.
Может называть слова с определенным звуком, находить слова с этим
звуком в предложении, определять место звука в слове.
Может правильно строить сложноподчиненные предложения,
использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы,
когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Может вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
доброжелательный с собеседниками, сформирована культура
речевого общения.

Может содержательно и выразительно пересказывать литературные
тексты, драматизировать их.
Может содержательно и выразительно пересказывать литературные
тексты, драматизировать их. Составлять рассказы о предметах, о
содержании картины, по набору картинок с последовательно
развивающимся действием.
Звуковая культура речи
может правильно произносить гласные и согласные звуки
Может делить двусложные и трехсложные слова с открытыми
слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
может отчетливо произносить слова и словосочетания
может различать на слух и называть слова, начинающиеся на
определенный звук
может интонационно выразительно говорить
Грамматический строй речи
может согласовывать слова в предложении
может образовывать форму множественного числа существительных
Художественная литература
понимает, что из книг можно узнать много интересного
с интересом рассматривает иллюстрации
может выражать эмоциональное отношение к литературным героям
просит читать литературные произведения
может запоминать считалки, скороговорки, загадки
Художественная литература
Внимательно и заинтересованно слушает сказки, рассказы,
стихотворения
Запоминает считалки, скороговорки, загадки.
Может рассказывать о своем восприятии конкретного поступка
литературного персонажа, понимает скрытые мотивы поведения
героев произведения.
Может выразительно, с естественными интонациями читать стихи,
участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
поддерживать дружеские взаимоотношения с детьми
проявлять сочувствие, отзывчивость
оценивать свои поступки
создавать и развивать игровые замыслы
распределять роли
согласовывать свои действия с другими
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Сформировано уважительное отношение к сверстникам своего и
противоположного пола.
Имеет сведения о семье и ее истории; о том, где работают родители,
как важен для общества их труд.
Замечает изменения в оформлении помещений, учить объяснять
причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу
замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных
вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей
среды.
Сформировано стремление поддерживать чистоту и порядок в группе
может
может
может
может
может
может

Сформированы знания о достопримечательностях, культуре,
традициях родного края
Имеет представления детей о родной стране, о государственных
праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы,
Новый год и т. д.)
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Может самостоятельно одеваться и раздеваться
Сформирована культура еды: умение правильно пользоваться
столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно,
сохраняя правильную осанку за столом
может аккуратно складывать и вешать одежду
может выполнять обязанности дежурных по столовой
может
выполнять различные поручения, связанные с уходом за
растениями уголка природы
может оценивать результат своей работы (с помощью взрослого)
Формирование основ безопасности
Знаком с правилами оказания первой помощи при ушибах
имеет представления о функциях частей тела человека (уши, глаза,
зубы, руки, ноги)
имеет представление о профессии врача (педиатр, стоматолог,
окулист)
имеет представление о пользе витаминов
имеет представление о назначении и правилами пользования
бытовыми электроприборами (чайник, утюг и др.)
имеет представление о способах правильного взаимодействия с
растениями и животными
знает, что рвать растения и есть их нельзя - они могут быть
ядовитыми
может называть фамилию, имя и отчество родителей
может называть домашний адрес и телефон
знает понятия «улица», «дорога», «перекресток», «остановка
общественного транспорта»
Сформированы
понятия
«съедобное»,
«несъедобное»,
«лекарственные растения»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Дымковская и филимоновская игрушки, их роспись
Городецкая роспись, ее цветовые решения, специфика создания
декоративных цветов
Региональное декоративное искусство (Коми узоры)
Знает характерные элементы росписи (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки)
Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи,
используя ее цветовой строй и элементы композиции, отражая
большое разнообразие используемых элементов
Использовать для украшения оживки
Составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи,
передавать специфику этих видов росписи
Создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос,

солонка, чашка, розетка и др.)
Расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры, составлять
узоры на бумаге в форме одежды и головных уборов, предметов
быта
Ритмично располагать узор
Предметное рисование
расположение изображений на всем листе при передаче сюжета
передача соотношений предметов по величине
правильно держит карандаш, кисть
штриховать в одном направлении
проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки –
концом ворса кисти
умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на
карандаш
Лепка
умеет прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый
шар
умеет вытягивать отдельные части из целого куска
умеет прищипывать мелкие детали (ушки, клюв и т.д.)
умеет сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета.
умеет пользовать стекой, наносить детали
умеет использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки,
бусинки и т. д.)
Аппликация
умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими
умеет разрезать бумагу на короткие и длинные полоски
умеет составлять из полос изображения разных предметов (забор,
скамейка, лесенка и т.д.)
умеет вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников
умеет преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре
части
умеет использовать прием обрывания
Музыкально-художественная деятельность
Слушание
может выполнять навыки культуры слушания (не отвлекаться,
слушать произведение до конца)
может высказывать свои впечатления о прослушанном
может замечать выразительные средства музыкального произведения
(тихо, громко, медленно, быстро)
может различать звуки по высоте
может различать жанр музыкальных произведений (марш, танец,
песня)
Пение
может петь протяжно, подвижно, согласовано
может петь в пределах «ре»-«си» первой октавы
может брать дыхание между короткими музыкальными фразами
может своевременно начинать и заканчивать песню
может петь с инструментальным сопровождением и без него

может передавать характер мелодии
Музыкально-ритмические движения
может ритмично двигаться в соответствии с характером музыки
может самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и
трехчастной формой музыки
может выполнять простейшие перестроения
может исполнять танцевальные движения (прямой галоп, пружинка,
кружение по одному и в парах)
может ритмично хлопать в ладоши
может ставить ногу на носок и на пятку
Игра на детских музыкальных инструментах
может подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках,
погремушках, барабане, металлофоне

Подготовительная группа
Показатели развития

Критерии
показателей

Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Имеет представления детей о рациональном питании (объем пищи,
последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой
режим).
Имеет представления о значении двигательной активности жизни
человека; умения использовать специальные физические упражнения
для укрепления своих органов и систем.
Имеет представления об активном отдыхе.
Имеет представления о правилах и видах закаливания, о пользе
закаливающих процедур.
Имеет представления о роли солнечного света, воздуха и воды жизни
человека и их влиянии на здоровье.
Физическая культура
Умеет сохранять правильную осанку в различных видах
деятельности.
Умеет соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Умеет сочетать
разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и
высоту с разбега.
Добивается активного движения кисти руки при броске.
Умеет перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по
диагонали.
Умеет быстро перестраиваться на месте и во время движения,
равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения
ритмично, в указанном воспитателем темпе.
Имеет навыки выполнения спортивных упражнений.
Имеет навыки спортивных игр (городки, бадминтон, баскетбол,
настольный теннис, хоккей, футбол).
Умеет самостоятельно следить за состоянием физкультурного
инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
Умеет
самостоятельно
организовывать
подвижные
игры,
придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать
движения.
Сформирован интерес к физической культуре и спорту, отдельным
достижениям в области спорта.
Умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со
сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты
товарищей.

Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Имеет представления о существенных характеристиках предметов, о
свойствах и качествах различных материалов.
Умеет применять разнообразные способы обследования предметов
(наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Умеет созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться),
направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
Умеет выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов;
сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в

оценки

пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые
сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные,
природные и др.).
Умеет классифицировать предметы по общим качествам (форме,
величине, строению, цвету).
Знает о хроматических и ахроматических цветах.
Умеет уделять внимание анализу эффективности источников
информации, обсуждать проект в кругу сверстников.
Приобщение к социокультурным ценностям
Имеет представления о предметах, облегчающих труд людей на
производстве.
Имеет представления о видах транспорта (наземный, подземный,
воздушный, водный).
Знаком с библиотеками, музеями.
Имеет представления о дальнейшем обучении, формированы
элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза
Осведомлен о сферах человеческой деятельности (наука, искусство,
производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об
их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и
общества в целом.
Имеет представления об элементах экономики (деньги, их история,
значение для общества, бюджет семьи, разные уровни
обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным
людям, благотворительность).
Имеет элементарные представления об эволюции Земли
(возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира),
месте человека в природном и социальном мире, происхождении и
биологической обоснованности различных рас.
Имеет элементарные представления об истории человечества через
знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура,
мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды
деятельности.
Имеет представления о том, что Земля — наш общий дом, на Земле
много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами,
знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Имеет представления о своей принадлежности к человеческому
сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире
(Декларация прав ребенка), об отечественных и международных
организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы
опеки, ЮНЕСКО и др.). Имеет элементарные представления о
свободе личности как достижении человечества.
Формирование элементарных математических представлений
Имеет навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Называет числа в прямом и обратном порядке (устный счет),
последующее и предыдущее число к названному или обозначенному
цифрой, определять пропущенное число.
Знает состав чисел в пределах 10.
Умеет раскладывать число на два меньших и составлять из двух
меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Понимает отношения между числами натурального ряда (7 больше 6
на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое

число на 1 (в пределах 10).
Умеет на наглядной основе составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется
меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении
задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком
отношения равно (=).
Умеет длить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания
предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру;
правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух
(одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.);
Знаком с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей
(различение, набор и размен монет).
Может считать по заданной мере, когда за единицу счета
принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
устанавливать соотношение целого и части, размера частей;
Умеет измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых
линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры.
Имеет представление о многоугольнике
Имеет представление о прямой линии, отрезке прямой
Умеет моделировать геометрические фигуры; составлять из
нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких
маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей
круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух
коротких отрезков — один длинный т. д.; конструировать фигуры по
словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
составлять тематические композиции из фигур по собственному
замыслу.
Умеет ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги,
учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы
и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их
пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева,
справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед,
за, между, рядом и др.).
Умеет
«читать»
простейшую
графическую
информацию,
обозначающую
пространственные
отношения
объектов
и
направление их движения в пространстве: слева направо, справа
налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в
пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и
символы).
Имеет элементарные представления о времени: его текучести,
периодичности, необратимости, последовательности всех дней
недели, месяцев, времен года.
Умеет пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до»,
«после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Умеет определять время по часам с точностью до 1 часа.
Ознакомление с миром природы
Имеет представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых
растениях; растениях луга, сада, леса.
Знает способы вегетативного размножения растений (черенками,
листьями, усами).

Знаком с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Имеет представления об особенностях приспособления животных к
окружающей среде.
Имеет представления о млекопитающих, земноводных и
пресмыкающихся. Знаком с некоторыми формами защиты
земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает
врагов шипением и т. п.).
Имеет представления о насекомых, знаком с особенностями их жизни
(муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в
муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
Умеет различать по внешнему виду и правильно называть бабочек
(капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья
коровка, жужелица и др.). Может сравнивать насекомых по способу
передвижения (летают, прыгают, ползают).
Имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в
жидкое и наоборот.
Знает такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Может устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители
растений, то растения не дадут семян и др.).
Понимает, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно
сказываются на здоровье и жизни человека.
Знает месяцы

Образовательная область «Речевое развитие»
Умеет излагать свои мысли понятно для окружающих.
Умеет отстаивать свою точку зрения.
Освоены формы речевого этикета.
Может содержательно, эмоционально рассказывать детям об
интересных фактах и событиях.
Может называть слова с определенным звуком, находить слова с этим
звуком в предложении, определять место звука в слове.
Может
образовывать
(по
образцу)
однокоренные
слова,
существительные с суффиксами, глаголы с приставками,
прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Может правильно строить сложноподчиненные предложения,
использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы,
когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Может вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
быть
доброжелательными
и
корректными
собеседниками,
сформирована культура речевого общения.
Может содержательно и выразительно пересказывать литературные
тексты, драматизировать их.
Может составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по
набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Может составлять план рассказа и придерживаться его.
Может составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие
сказки на заданную тему.
Может делить двусложные и трехсложные слова с открытыми
слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Может составлять слова из слогов (устно).

Может выделять последовательность звуков в простых словах.
Художественная литература
Сформированы художественно-речевые исполнительские навыки при
чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность
исполнения, естественность поведения, может интонацией, жестом,
мимикой передать свое отношение к содержанию литературной
фразы).
Понимает основные различия между литературными жанрами:
сказкой, рассказом, стихотворением.
Знает художников-иллюстраторов.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Может создавать и развивать игровые замыслы
Сформировано умение ограничивать свои желания, выполнять
установленные нормы поведения, в своих поступках следовать
положительному примеру.
Может договариваться о последовательности совместных действий
Может разрешать конфликты, возникающие в ходе игры
Может аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
знает достопримечательности города Усинска
знает достопримечательности, культуру, традиции родного Коми края
знает, что защита Родины, охрана ее спокойствия и безопасности трудная, но почетная обязанность
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
желание участвовать в совместной трудовой деятельности
может доводить начатое дело до конца
может использовать наиболее экономные приемы работы
может проявлять культуру трудовой деятельности
может одеваться и раздеваться, не отвлекаясь
может аккуратно складывать в шкаф одежду
может сушить мокрые вещи
может замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем
внешнем виде
может помогать взрослым поддерживать порядок в группе
может убирать постель после сна
может выполнять обязанности дежурных
может выполнять различные поручения, связанные с уходом за
растениями уголка природы
может ответственно относиться к выполнению трудовых поручений
может оценивать результат своей работы (с помощью взрослого)
знает, что результаты труда взрослых, его общественная значимость
Знает, что для облегчения труда используется разнообразная техника
Формирование основ безопасности
знает, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01»
(при пожаре), «02» (вызов полиции), «03» («Скорая помощь»)
знает, что в случае неосторожного обращения с огнем или
электроприборами может произойти пожар
имеет представление о здоровом образе жизни, о полезных и вредных
для здоровья привычках
имеет представление о работе сердца, органов дыхания и

пищеварения
знает, что светофор регулирует движение на дороге
знает специальный транспорт: «Скорая помощь», пожарная машина,
«Полиция»
знает способы правильного взаимодействия с растениями и
животными
знает, что рвать растения и есть их нельзя - они могут быть
ядовитыми
знает дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход», «Место
стоянки», «Велосипедная дорожка»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Имеет представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на
реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные
сюжеты; может создавать цвета и оттенки.
Умеет размещать изображения на листе в соответствии с их
реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к
нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний
план); передавать различия в величине изображаемых предметов
(дерево высокое, цветок ниже дерева
Умеет строить композицию рисунка; передавать движения людей и
животных, растений, склоняющихся от ветра.
Знает дымковскую и филимоновскую игрушки, их роспись
знает городецкая роспись, ее цветовые решения, специфика создания
декоративных цветов
знаком с региональным декоративным искусством (Коми узоры)
знает характерные элементы росписи (бутоны, цветы, листья, травка,
усики, завитки, оживки)
может составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи,
передавать специфику этих видов росписи
Может в лепке передавать форму основной части и других частей, их
пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;
обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Может создавать скульптурные группы из двух-трех фигур,
передавать пропорции предметов, их соотношение по величине,
выразительность поз, движений, деталей.
Может в аппликации составлять узоры и декоративные композиции
из геометрических и растительных элементов на листах бумаги
разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по
мотивам народного искусства.
Применяет приемы вырезания симметричных предметов из бумаги,
сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги,
сложенной гармошкой.
Умеет работать с бумагой: складывать бумагу прямоугольной,
квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка);
использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью
шаблона;
создавать
игрушки-забавы
(мишка-физкультурник,
клюющий петушок и др.).
Умеет создавать объемные игрушки в технике оригами.
Умеет вдевать нитку в иголку, завязывать узелок

Владеет швом «вперед иголку»
Умеет создавать фигуры людей, животных из природного материала
Музыкально-художественная деятельность
Слушание
знает построение песни
знает композиторов
знает жанр музыкальных произведений (марш, танец, песня)
знает русский хоровод, пляска
знает танцы других народов
может выполнять правила культуры поведения при посещении
концертов, театральных постановок
может узнавать мелодии по отдельным фрагментам произведения
(выступление, заключение, музыкальная фраза)
может различать звуки по высоте в пределах квинты
может различать звучание музыкальных инструментов (клавишноударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка)
Пение
может петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой актавы до «до»
второй актавы
может брать дыхание перед началом песни, между музыкальными
фразами
может своевременно начинать и заканчивать песню
может петь умеренно, громко и тихо
может эмоционально передавать характер мелодии
может петь сольно с музыкальным сопровождением
может петь сольно без музыкального сопровождения
Музыкально-ритмические движения
может передавать через движения характер музыки, ее эмоциональнообразное содержание
может свободно ориентироваться в пространстве, выполнять
простейшие перестроения
может
исполнять
танцевальные
движения
(поочередное
выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с
продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги
вперед)
может инсценировать песни
Игра на детских музыкальных инструментах
может исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных
инструментах
может исполнять знакомые мелодии индивидуально
может исполнять знакомые мелодии небольшими группами,
соблюдая при этом общую динамику и темп

Анализ качества освоения ОП ДО
группа № __ за ___________ гг.
Воспитатели: __________________________

№

Фамилия, имя

ОО
ОО
ОО
ОО
ОО
«Физичес «Социальн «Познавател «Речевое «Художе
кое
оьное
развитие» ственноразвитие» коммуника развитие»
эстетиче
тивное
ское
развитие»
развитие
»
н
и
н
и
н
и
н
и
н
и

ОО
«ЗОЖ»

н

1.

1 - низкий
2 - ниже среднего
3 - средний
4 - выше среднего
5 - высокий
Анализ качества освоения ОП ДО
по результатам показателей карт развития воспитанников
за __________ учебный год
группа № ___
воспитатели:___________________
педагог-психолог:_______________
учитель-логопед:________________
количество детей в группе - __
направление

Начальная диагностика
н
нс
с
вс
в
ОО «Физическое развитие»
Количество детей
Количественный
анализ в %
Качественный
анализ в %
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Начальная диагностика
н
нс
с
вс
в
Количество детей
Количественный
анализ в %
Качественный

Итоговая диагностика
н
нс
с
вс
в

Итоговая диагностика
н
нс
с
вс
в

и

анализ в %
ОО «Познавательное развитие»
Начальная диагностика
н
нс
с
вс
в
Количество детей
Количественный
анализ в %
Качественный
анализ в %
ОО «Речевое развитие»
Начальная диагностика
н
нс
с
вс
в
Количество детей

н

Итоговая диагностика
нс
с
вс
в

н

Итоговая диагностика
нс
с
вс
в

н

Итоговая диагностика
нс
с
вс
в

Количественный
анализ в %
Качественный
анализ в %
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Начальная диагностика
н
нс
с
вс
в
Количество детей
Количественный
анализ в %
Качественный
анализ в %
общий показатель освоения обязательной части ООП
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
н
нс
с
вс
в
н
нс
с
вс
в
Количество детей
Количественный
анализ в %
Качественный
анализ в %
Общий показатель освоения части ОП, формируемой участниками
образовательного процесса
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
н
нс
с
вс
в
н
нс
с
вс
в
Количество детей
Количественный
анализ в %
Качественный
анализ в %


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».