Приложение 7 Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие
От 2 месяцев до 1 года
В области физического развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
организовывать двигательную деятельность детей, обучая основным движениям
(бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) на основе положительного
эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком;
обеспечивать охрану здоровья ребенка, гигиенический ухода, питание;
организовывать физиологически целесообразный режим жизнедеятельности
детей; поддерживать эмоционально-положительную реакцию при выполнении
движений.Содержание образовательной деятельности
Педагог приучает ребенка к определенному жизненному ритму и порядку в ходе
режимных процессов, организует двигательную деятельность, создает условия для
сохранения и укрепления здоровья средствами физического воспитания.
С 2-х месяцев — педагог направляет движение головы ребенка в сторону звука,
игрушки, оказывает помощь в удержании ее в вертикальном положении, побуждает
переворачиваться со спины на бок, на живот и обратно; отталкиваться ногами от опоры
в вертикальном положении при поддержке под мышки; побуждает захватывать и
удерживать игрушку; поощряет попытки лежать на животе с опорой на предплечья,
кисти рук, дотягиваться до игрушки, подползать к ней; проводит комплекс гимнастики и
оздоровительного массажа ребенку из положений лежа на спинеи животе.
С 6 месяцев — педагог поощряет стремление ребенка ползать, самостоятельно
садиться из положения лежа, и наоборот, уверенно переворачиваться со спины на живот
и обратно, сидеть; помогает вставать и стоять с поддержкой, выполнять приставные
шаги, держась за опору; побуждает к действиям с предметами (берет, осматривает,
перекладывает из руки в руку, размахивает, бросает и др.); проводит ребенку комплекс
гимнастики и оздоровительного массажа из положений лежа на спине, животе и сидя, с
игрушками и предметами.
С 9 месяцев — педагог создает условия для развития ранее освоенных движений,
упражняет в ползании в разных направлениях, вставании, перешагивании, побуждает
приседать и вставать, делать первые шаги вдоль опоры, при поддержке за руки и
самостоятельно; ходить за каталкой в определенном направлении, при поддержке
подниматься на ступеньки, поощряет стремление ребенка к разнообразным движениям
(выполнять наклоны, поднимая предметы с пола,переносить их, открывать и закрывать
крышку коробки, ставить один предмет на другой и др.); вызывает эмоциональную
отзывчивость и двигательные реакции на игровые действия и ритмичную музыку;
проводит комплекс гимнастики и оздоровительного массажа ребенку из положений лежа,
сидя и стоя, с игрушками и предметами; укрепляет здоровье ребенка с помощью средств
физического воспитания, организует и проводит закаливание, гимнастику и массаж,
соблюдая гигиенические требования; начинает формировать первые культурногигиенические навыки, приучает к опрятности.
В результате, к концу 1 года жизни, ребенок: самостоятельно и уверенно ползает
в разных направлениях, встает на ноги; ходит с поддержкой и без нее, приседает,
выполняет

наклоны, поднимается на ступеньки при поддержке; осуществляет действия с
предметами; эмоционально-положительно реагирует на музыку и движения,
гигиенические процедуры, гимнастику, массаж.
От 1 года до 2 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
формировать первоначальный двигательный опыт, создавать условия для
последовательного становления первых основных движений в совместной деятельности
педагога сребенком;
создавать условия для сенсомоторной активности, развития функции равновесия и
двигательной координации движений рук и ног, ориентировки в пространстве;
поддерживать интерес к выполнению физических упражнений;
укреплять здоровье ребенка, средствами физического воспитания, способствовать
усвоению первых культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому
образу жизни.
Содержание образовательной деятельности
Педагог активизирует двигательную деятельность детей, помогает в освоении
основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), удерживать
равновесие при ходьбе, беге, координировать движения рук и ног при выполнении
упражнений, побуждает детей к самостоятельному выполнению движений, обеспечивает
страховку, поощряет и поддерживает, создаѐт положительный настрой, способствует
формированию первых культурно-гигиенических навыков.
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения):
В процессе физического воспитания педагог обеспечивают условия для развития
основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.
Ходьба: за педагогом стайкой в прямом направлении. Упражнение в равновесии:
ходьба по дорожке (шириной 20–30 см.), с поддержкой, в вверх и вниз по доске,
приподнятой на 10–15 см (ширина доски 25–30 см, длина 1,5-2 м), подниматься на
ступеньки и спускаться; перешагивать через веревку, палку, кубик высотой 10-15 см.
Ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2–3 метров; подлезание под
веревку (высота 35–50 см); пролезание в обруч (диаметр 50 см.), перелезание через
бревно (диаметр 15–20 см), пролезание в обруч (диаметр 45 см); лазанье по лесенке
стремянке вверх и вниз высотой 1–1,5 метров.
Катание, бросание: катание мяча (диаметр 20–25 см) вперед (из исходного
положения сидя, стоя); бросание мяча (диаметр 6–8 см) вниз, вдаль двумя руками на
расстояние 50–70 см.
Общеразвивающие упражнения. Педагог помогает детям выполнять упражнения
(наклоны вперед, приседания и др.) с использованием предметов (погремушки, колечки,
платочки), у опоры (стул, скамейка), и на них. В комплекс включаются упражнения с
поворотами корпуса влево и вправо, с наклоном туловища вперед (поднять предмет с
пола), с поднятием и опусканием рук, из положения стоя, сидя, лежа на животе, с
переворотами со спины на живот и обратно.
Подвижные игры и игровые упражнения. Педагог проводит подвижные игры и
игровые упражнения, беря на себя роль ведущего, побуждая детей к двигательным
действиям, вызывая положительные эмоции, используя игрушки и зрительные

ориентиры.
Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для формирования
двигательных навыков и развития психофизических качеств: «Бегите за мной», «Догони
мяч», «Передай мяч»,
«Доползи до погремушки», «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Где пищит
мышонок?» идр. Самостоятельные игры с каталками, тележками, мячом.
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог помогает осваивать
элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой
(самостоятельно мыть руки перед едой, пользоваться предметами личной гигиены).
В результате, к концу 2 года жизни, ребенок начинает овладевать основными
движениями, воспроизводит простые движения по показу взрослого, вместе с ним,
выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных двигательных
игровых упражнениях, ориентируется в пространстве по ориентирам, при выполнении
основных движений двигается с удовольствием; стремится выполнять действия по уходу
за собой, пользоваться предметами личной гигиены.
От 2 лет до 3 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
обогащать двигательный опыт ребенка, обучая основным движениям (бросание, ловля,
ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки) общеразвивающим упражнениям, простым
музыкально- ритмическим упражнениям;
развивать психофизические качества, координацию рук и ног, умение удерживать
равновесие и ориентироваться в пространстве по зрительным и слуховым ориентирам;
формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к физическим
упражнениям, совместным двигательным действиям;
сохранять и укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания,
формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
самостоятельности, воспитывать полезные привычки, приобщая к здоровому образу
жизни.
Содержание образовательной деятельности
Педагог формирует умение выполнять основные движения, имитационные,
общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в разных формах
двигательной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные
игры), учит выполнять их, координируя движения рук и ног, сохраняя заданное
направление, устойчивое положение тела, ориентироваться в пространстве, выполнять
упражнения в соответствии с образцом. Педагог побуждает детей действовать
согласованно, реагировать на сигнал, совместно играть в подвижные игры, оптимизирует
двигательную деятельность, осуществляет помощь и страховку, поощряет стремление
ребенка соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья.
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения):.
В процессе обучения основным движениям педагог предлагает детям разнообразные
упражнения.
Ходьба: группой, подгруппой, парами, по кругу в заданном направлении, за
взрослым, не наталкиваясь друг на друга, с опорой на зрительные ориентиры, обходя
предметы, приставным шагом вперед, в стороны, сохраняя равновесие, согласовывая

движения рук и ног, с переходом на бег. Упражнение в равновесии: ходьба по дорожке
(ширина 20 см, длина 2–3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10–15 см); по
доске, гимнастической скамейке (ширина 20–25 см).
Бег: в заданном направлении (от 40–80 метров к концу года) стайкой и друг за
другом, с остановкой и переходом на ходьбу, с изменением направления, в рассыпную (к
концу 3- года) в течение 30–40 секунд; бег по дорожке (ширина 25–30 см).
Прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10–15 раз), с продвижением вперед, в
длину, через линию (через две параллельные линии, расстояние между которыми 10–30
см); подпрыгивания вверх с касанием рукой предмета, находящегося на 10-15 см выше
поднятой руки ребенка.
Ползание и лазанье: ползание на четвереньках по прямой в быстром темпе
(расстояние 3–4 м); по дорожке (ширина 20–25 см.), на четвереньках по наклонной доске,
(приподнятой одним концом на высоту 20–30 см); подлезание под воротца, веревку
(высота 40–30 см); перелезание через бревно, скамью; лазанье по гимнастической стенке
вверх и вниз (высота 1–1,5 м) удобным способом.
Катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой, в паре с
воспитателем, стоя и сидя (расстояние 50–100 см); прокатывание мяча под дугой;
бросание мяча двумя руками из-за головы, в стоящую на полу цель (корзину, ящик) с
расстояния 100—125 см двумя руками, одной правой рукой и одной левой;
перебрасывать мяч через сетку с расстояния 1– 1,5 м (сетка на уровне роста ребенка);
метание на дальность двумя руками в горизонтальную цель (с расстояния 1 м.); ловля
мяча двумя руками с расстояния 50–100 см.
Общеразвивающие упражнения. Педагог выполняет вместе с детьми упражнения с
предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и др.,
в том числе, сидя на стуле или на скамейке. Предлагает упражнения для мелкой
моторики, развития и укрепления мышц плечевого пояса: поднимание рук вперед, вверх,
в стороны, разведение в стороны, отведение назад, за спину, сгибание и разгибание,
выполнение хлопков руками перед собой, над головой, повороты туловища вправо —
влево, передавая предметы, с хлопками, наклоны в стороны, одновременное сгибание и
разгибание ног из положения сидя на полу, приседание, держась за опору и
самостоятельно, потягивание с подниманием на носки. Включает разученные
упражнения в комплексы утренней гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения.
Отдельные музыкально-ритмические упражнения включаются педагогом в содержание
подвижных игр и игровых упражнений. Педагог показывает детям и выполняет вместе
с ними: хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным притопыванием одной
ногой, приседание «пружинка», приставные шаги вперед-назад под ритм, кружение на
носочках, подражание движениям животных.
Подвижные игры. Педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в
подвижные игры с простым содержанием, с включением музыкально-ритмических
упражнений. Создает условия для развития выразительности движений в имитационных
упражнениях и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие
действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, походить как лошадка,
поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.). Педагог организует
подвижные игры с ходьбой и бегом на развитие скоростных качеств: «Догони мяч!», «По
дорожке, по тропинке», «Через ручеек», «Воробышки и автомобиль»,

«Солнышко и дождик», «Птички летают»; игры с ползанием на развитие силовых
качеств:
«Котята и щенята» «Доползи до цели», «Проползи в воротца», «Обезьянки»; с
бросанием и ловлеймяча на развитие ручной ловкости: «Мяч в кругу», «Прокати мяч»,
«Лови мяч», «Попади в воротца»; с прыжками на развитие силы и ловкости: «Мой
веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках»; на
ориентировку в пространстве и координацию: «Где звенит?», «Найди флажок».
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог формирует у детей полезные
привычки и элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за
собой (самостоятельно мыть руки перед едой пользоваться предметами личной гигиены),
поощряет
стремление соблюдать правила гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в
порядок одежду. Способствует формированию положительного отношения к
закаливающим и гигиеническим процедурам, гимнастике, выполнению физических
упражнений.
В результате, к концу 3 года жизни, ребенок умеет выполнять основные движения
на доступном уровне, уверенно ползает, лазает, ходит в заданном направлении,
перешагивает, подпрыгивает на месте и осваивает прыжки с продвижением вперед, в
длину с места; вместе с педагогом выполняет простые общеразвивающие упражнения,
движения
имитационного
характера,
музыкально-ритмические
упражнения;
ориентируется в пространстве по ориентирам, проявляет интерес к разнообразным
физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями (мячи, игрушки);
активно участвует в несложных подвижных играх, организованных педагогом, реагирует
на сигналы, взаимодействует с педагогом и другими детьми при выполнении физических
упражнений; приучен к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполняет их
регулярно.
От 3 лет до 4 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
продолжать обогащать двигательный опыт ребенка разнообразными движениями,
активизировать двигательную деятельность, обучая строевым упражнениям,
основным движениям, общеразвивающим и спортивным упражнениям, музыкальноритмическимупражнениям, подвижным играм;
развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию,
равновесие, гибкость;
формировать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям,
самостоятельность, умение согласовывать свои действия с движениями других детей;
сохранять и укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания,
закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщать к
здоровому образу жизни, формируя полезные привычки.
Содержание образовательной деятельности
Педагог формирует умение выполнять строевые упражнения, находить свое место
при совместных построениях, передвижениях. Выполнять общеразвивающие,
музыкально- ритмические упражнения. Создает условия для освоения основных
движений и спортивных упражнений, организует подвижные игры, помогая детям

выполнять движения естественно, согласованно, сохраняя равновесие. Формирует
умение слышать указания педагога, принимать исходное положение, реагировать на
зрительный и звуковой сигналы, начинать и заканчивать движение по сигналу,
соблюдать правила в подвижной игре.
Педагог продумывает и организовывает активный отдых, приобщает детей к
здоровому образу жизни, к овладению элементарными нормами и правилами поведения
в двигательной деятельности, формирует умения и навыки личной гигиены, воспитывает
полезные для здоровья привычки.
Основная гимнастика (основные движения, строевые и общеразвивающие
упражнения).
В процессе обучения основным движениям педагог организует выполнение детьми
разнообразных упражнений.
Ходьба: в заданном направлении, с переходом на бег, со сменой темпа, в колонне по
одному, за направляющим, на носках, с высоким подниманием колена, в разных
направлениях (по прямой, по кругу, обходя предметы, врассыпную), с выполнением
заданий (остановка,
приседание, поворот и др.). Упражнение в равновесии по прямой дорожке (ширина
15–20 см, длина 2–2,5 м.), приставным шагом, прямо и боком, по скамье, с
перешагиванием через предметы, по наклонной доске (высота 30–35 см).
Бег: в заданном направлении (подгруппами и всей группой в течение 50-60 сек); с
переходом на ходьбу, со сменой темпа; на носках, в колонне по одному, по дорожке
(ширина 25– 50 см, длина 5–6 м.); врассыпную, по кругу, с выполнением заданий по
сигналу (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего и др.).
Ползание, лазанье: ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между
предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками
пола, пролезание в обруч; перелезание через скамью, под скамью, бревно, лазанье по
гимнастической стенке (высота 1,5 м.) удобным способом.
Катание, бросание, ловля, метание: катание больших мячей (шарика) друг другу,
между предметами, в воротца (ширина 50–60 см); метание на дальность правой и левой
рукой, в горизонтальную цель, из положения стоя, двумя руками снизу, правой и левой
рукой (расстояние 1,5 2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и
левой рукой (расстояние от 1-1,5 м, к концу года до 2-2, 5 метров), принимая исходное
положение; ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70–100 см), бросание
мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2–3 раза подряд).
Прыжки: на двух ногах на месте, толкаясь двумя ногами, с продвижением вперед
(расстояние 2–3 м.); подпрыгивания вверх с касанием рукой предмета, находящегося
на 15 смвыше поднятой руки ребенка, перепрыгивание, через предметы (высота 5 см.),
прыжки в длину сместа на расстояние не менее 40 см., через линии, расположенные на
одинаковом расстоянии другот друга (4–6 линий, расстояние 15–20 см.), прыжки на двух
ногах вокруг предметов, между ними. Общеразвивающие упражнения. Педагог
выполняет вместе с детьми упражнения из разных исходных положений (стоя ноги
прямо и врозь, руки в стороны и на пояс, сидя, лежа на спине,животе), с предметами
(кубики двух цветов, флажки, кегли и др.), в том числе: поднимание иопускание
прямых рук, отведение их в стороны, на пояс, за спину (одновременно, поочередно с
предметами); поднимание над головой, наклоны из положения стоя и сидя; поднимание

иопускание ног из положения лежа на спине; сгибание и разгибание ног в коленях
(поочередно ивместе) из положения лежа на животе; перевороты со спины на живот
и обратно; приседания,держась за опору и без нее, вынося руки вперед. Включает
разученные упражнения в комплексыутренней
гимнастики.
Музыкальноритмические упражнения. Отдельные
музыкальноритмические
упражнения педагог включает в содержание физкультурных занятий, различныеформы
активного отдыха и подвижные игры: ритмичная ходьба и бег под музыку по прямой и
покругу, держась за руки, на полупальцах, топающим шагом, вперед, приставным шагом
прямо и боком; имитационные движения — разнообразные образно-игровые
упражнения, раскрывающиепонятный детям образ, настроение или состояние (веселый
котенок, хитрая лиса, быстрая белка и т. д.); поочередное выставление ноги вперед,
пятку, притопывание одной ногой, приседания
«пружинки», прямой галоп, кружение.
Строевые упражнения. Педагог предлагает детям следующие строевые упражнения:
построение в шеренгу, колонну по одному, круг по ориентирам с нахождением своего
места в строю, повороты переступанием по показу, ориентиру.
Подвижные игры. Педагог развивает и поддерживает активность детей в процессе
двигательной деятельности, организуя сюжетные и несюжетные подвижные игры,
вводит различные игры с более сложными правилами и сменой движений.
Педагог предлагает разнообразные игры: с бегом на развитие скоростно-силовых
качеств: «Бегите ко мне!», «Солнышко и дождик», «Кот и птенчики», «Мышии кот»,
«Воробушки и автомобиль», «Кто быстрее до флажка!», «Найди свой цвет», «Лохматый
пес», «Птички в гнездышках»; с прыжками на развитие силы и ловкости, равновесия: «По
ровненькой дорожке шагают наши ножки», «Поймай комарика», «Воробушки и кот», «С
кочки на кочку»; с подлезанием и лазаньем на развитие силы, выносливости: «Наседка и
цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»; с бросанием и ловлей на развитие ловкости,
меткости: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», на
ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто кричит», «Найди, что
спрятано».
Спортивные упражнения3 Педагог обучает детей спортивным упражнениям на
прогулке или во время физкультурных занятий на свежем воздухе. Катание на санках,
лыжах, велосипеде может быть организовано в самостоятельной двигательной
деятельности в зависимости от имеющихся условий.
Катание на санках: по прямой дорожке игрушек, друг друга, с невысокой горки.
Ходьба на лыжах: по прямой, ровной лыжне ступающим и скользящим шагом;
повороты налыжах переступанием.
Катание на трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, с поворотами направо,
налево.
Плавание: погружение в воду, ходьба и бег в воде прямо и по кругу, игры с
плавающими игрушками в воде.
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог поддерживает стремление
ребенка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за
своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты,
аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимости соблюдения правил
безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не

толкать товарища, не нарушать правила).
Активный отдых.
Физкультурные досуги. Досуг проводится 1–2 раза в месяц во второй половине дня
на свежем воздухе, продолжительность 20–25 минут. Содержание составляют сюжетные
подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с
пением, музыкально- ритмические упражнения.
День здоровья. В этот день проводятся подвижные игры на свежем воздухе, досуги,
возможен выход за пределы участка детского сада, самостоятельную игровую
деятельность, развлечения.
В результате, к концу 4 года жизни, ребенок ориентируется в пространстве по
зрительным и звуковым ориентирам, при совместных построениях и выполнении
основных движений, в подвижных играх; по показу педагога принимает исходное
положение, более уверенно выполняет движения, сохраняет равновесие при выполнении
физических упражнений, музыкально-ритмических движений, реагирует на сигналы,
переключается с одного движения на другое, выполняет общеразвивающие и
музыкально-ритмические упражнения; осваивает спортивные упражнения; проявляет
положительное отношение к физическим упражнениям, стремится к самостоятельности
в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным
действиям и подвижным играм, знает правила в подвижных играх, стремится к
выполнению ведущих ролей в игре; понимает необходимость соблюдения чистоты и

3

Проводятся при наличии соответствующих условий

гигиены для здоровья, имеет сформированные полезные привычки, знает основные
правила безопасного поведения в двигательной деятельности.
От 4 лет до 5 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
продолжать обогащать двигательный опыт ребенка, создавать условия для
оптимальной
двигательной деятельности обучая техничному выполнению разнообразных
физических упражнений, музыкально-ритмических упражнений в разных формах
двигательной деятельности;
продолжать учить быстро и самостоятельно ориентироваться в пространстве,
выполнять движения скоординировано, согласованно, сохранять правильную осанку;
формировать психофизические качества, координацию, гибкость, меткость;
воспитывать волевых качества, произвольность, стремление соблюдать правила в
подвижных играх, проявлять творчество и самостоятельность при выполнении
физических упражнений;
воспитывать интерес и положительное отношение к физическим упражнениям,
разнымформам двигательной деятельности;
сохранять и укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку,
укреплять опорно-двигательный аппарат, иммунитет средствами физического
воспитания;

Содержание образовательной деятельности
Педагог формирует двигательные умения и навыки, развивает психофизические
качества при выполнении упражнений основной гимнастики (основные движения,
строевые и общеразвивающие упражнения, включая музыкально-ритмические
упражнения); а также подвижных и спортивных игр. Учит точно принимать исходное
положение, поддерживает стремление соблюдать технику выполнения упражнений,
правила в подвижной игре, слушать и слышать указания педагога, ориентироваться на
словесную инструкцию и зрительно-слуховые ориентиры; развивает умение
использовать
движения
в
самостоятельной
двигательной
деятельности,
импровизировать, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками,
проявлять целеустремленность и упорство в достижении цели.
Педагог способствует овладению элементарными нормами и правилами здорового
образа жизни, формирует представление о правилах поведения в двигательной
деятельности, закрепляет полезные привычки, способствующие укреплению и
сохранению здоровья.
Основная гимнастика (основные движения, строевые и общеразвивающие
упражнения).
Педагог обучает разнообразным упражнениям, которые дети творчески используют
в самостоятельной двигательной деятельности.
Ходьба: обычным и гимнастическим шагом, согласовывая движения рук и ног, на
носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в
сторону (направо и налево), сохраняя равновесие; в колонне по одному, по двое (парами),
по прямой, по кругу, вдоль границ зала, «змейкой» (между тремя или четырьмя
предметами); по прямой, в обход по залу, врассыпную, в разном темпе, с выполнением
заданий (присесть, изменить положение рук); с переходом на бег, в чередовании с
прыжками, с изменением направления, со сменой направляющего; между линиями
(расстояние 15–10 см).
Упражнение в равновесии: ходьба по скамье, по доске (с перешагиванием через
предметы,с мешочком на голове, руки в стороны и с предметом в руках, ставя ногу с
носка); по наклонной
доске вверх и вниз (ширина 15–20 см, высота 30–35 см); перешагивание через
предметы высотой 20–25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5–6 мячей,
положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук.
Бег: в разном темпе, со сменой ведущего, в медленном темпе в течение 50–60 секунд,
в быстром темпе (расстояние 10 м); спокойный бег на носках, с высоким подниманием
колен,мелким и широким шагом, в колонне по одному 1-1,5 минуты, парами взявшись за
руки, по кругу, соразмеряя свои движения с движениями партнера; «змейкой» между
предметами (оббегать пять шесть предметов); со старта на скорость (расстояние 15—20
м); бег в медленном темпе (до 2 мин.), со средней скоростью (на расстояние 40—60 м) в
чередовании с ходьбой 80–100 м.
Ползание, лазанье: ползание на четвереньках в быстром темпе, а также опираясь на
стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком
вперед, в обруч; перелезание через бревно, гимнастическую скамейку; лазанье по
гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой вправо и влево.
Бросание, ловля, метание: отбивание мяча о землю правой и левой рукой, бросание

и ловля его кистями рук (не прижимая к груди); перебрасывание мяч друг другу и
педагогу; прокатывание мячей, обручей друг другу и между предметами (на расстоянии
1,5 м); перебрасывание мяча двумяруками из-за головы и одной рукой через препятствия
(с расстояния 2 м.); бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (5 раза
подряд); отбивание мяча о землю правой и левой рукой(не менее 5 раз подряд); метание
предметов на дальность (расстояние не менее 3,5–6,5 м), в горизонтальную цель с
высотой центра мишени не менее 1,5 метра, с расстояния 2–2,5 м правой и левой рукой,
в вертикальную цель.
Прыжки: на двух ногах (20 прыжков по 2–3 раза в чередовании с ходьбой), энергично
отталкиваться, вытягивая стопу, мягко приземляясь, на полусогнутые ноги; со сменой
ног, ноги вместе — ноги врозь, с хлопками над головой, за спиной, с продвижением
вперед, вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); спрыгивание (с высоты 20–
25 см.) со страховкой; перепрыгивание через предметы (высотой 5—10 см.); прыжки в
длину с места (на расстояние 70 см.) и через параллельные прямые (5–6 линий на
расстоянии 40–50 см.); сочетая отталкивание со взмахом рук, с сохранением равновесия
при приземлении; прыжки через короткую скакалку.
Общеразвивающие упражнения. Педагог учит детей выполнять общеразвивающие
упражнения под счет (с 4,5 лет), из разных исходных положений в разном темпе
(медленном, среднем, быстром) с оборудованием и без; поднимание рук вперед, в
стороны, вверх (одновременно, поочередно) из положений: руки вниз, руки на поясе,
руки перед грудью; махи руками вперед, вверх, назад, круговые движения руками,
согнутыми в локтях; повороты корпуса в стороны, держа руки на поясе, разводя их в
стороны; наклоны вперед, касаясь пальцами рук носков ног с заданием, класть и брать
предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь); поднимание ног
над полом из положения сидя и лежа, перевороты со спины на живот перекатом, держа в
вытянутых руках предмет; приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в
стороны с предметом и без них. Педагог включает разученные упражнения в комплексы
утренней гимнастики.
Ритмическая гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения, разученные на
музыкальном занятии, педагог включает в комплексы общеразвивающих упражнений
(простейшие связки упражнений ритмической гимнастики), в физкультминутки и формы
активного отдыха, подвижные игры. Рекомендуемые упражнения: ходьба под ритм,
музыку в разном темпе на полупальцах, топающим шагом, вперед и назад (спиной),
приставным шагом прямо и боком, галопом в сторону, согласовывая с началом
окончание музыки; ходьба п округу за
руки, с высоким подниманием колена на месте и в движении прямо и вокруг себя,
подскоки по одному и в парах под ритм и музыку; выставление ноги на пятку, на носок,
притопывание под ритм, повороты, поочередное «выбрасывание» ног, движение по кругу
выполняя шаг с носка, ритмично хлопать в ладоши, комбинации из двух освоенных
движений.
Подвижные игры. Педагог продолжает закреплять основные движения и развивать
психофизические качества в подвижных играх, учит брать роль водящего, развивает
пространственную ориентировку, глазомер, самостоятельность и инициативность в
организации знакомых игр с небольшой группой сверстников; приучает к выполнению
правил без напоминания, поощряет проявление целеустремленности, настойчивости,

творческих способностей детей (придумывание и комбинирование движений).
Педагог предлагает более разнообразные по содержанию и нагрузке подвижные
игры: на развитие скоростно-силовых качеств: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У
медведя во бору»,
«Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку»,
«Бездомный заяц»,
«Ловишки»; с прыжками на развитие силы и ловкости: «Зайцы и волк», «Волк в
курятнике»,
«Зайка серый умывается»; с ползанием и лазаньем: «Пастух и стадо», «Перелет
птиц», «Котята и щенята»; с бросанием и ловлей на развитие ловкости: «Подбрось —
поймай», «Сбей булаву»,
«Мяч через сетку»; на ориентировку в пространстве, на внимание и ловкость:
«Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки». Народные игры.
«У медведя во бору»,
«Водяной» и др.
Строевые упражнения. Педагог предлагает детям следующие строевые упражнения:
построение в колонну по одному, по два, по росту, врассыпную; размыкание и смыкание
на вытянутые руки, равнение по ориентирам и без; перестроение из колонны по одному
в колонну по два в движении, со сменой ведущего, в звенья и на ходу по зрительным
ориентирам; повороты переступанием в движении и на месте направо, налево и кругом
на месте.
Спортивные упражнения. Педагог обучает детей спортивным упражнениям на
прогулке или во время физкультурного занятия на свежем воздухе. Катание на санках,
лыжах, велосипеде может быть организовано и в самостоятельной двигательной
деятельности в зависимости от имеющихся условий.
Катание на санках: подъем с санками на гору, скатывание с горки, торможение при
спуске,катание на санках друг друга.
Катание на трехколесном и двухколесном велосипеде, самокате: по прямой, по кругу
с поворотами, с разной скоростью.
Ходьба на лыжах: скользящим шагом, повороты на месте, подъем на гору
«ступающим шагом» и «полуелочкой».
Плавание: погружение в воду с головой, попеременные движения ног в воде,
держать забортик, доску, палку, игры с предметами в воде, доставание их со дна, ходьба
за предметом в воде.
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог уточняет представления
детей о здоровье, факторах, положительно влияющих на него, правилах безопасного
поведения в двигательной деятельности (соблюдать очередность при занятиях с
оборудованием, не толкать товарища, бегать в колонне, не обгоняя друг друга),
способствует пониманию необходимости занятий физкультурой, важности правильного
питания, полезных привычек, соблюдения гигиены, закаливания, для сохранения и
укрепления здоровья.
Активный отдых.
Физкультурные праздники и досуги. Педагог привлекает детей к праздникам старших
дошкольников в качестве зрителей и участников (2 раза в год, продолжительностью не
более 1,5 часов).

Досуг организуется 1–2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе,
продолжительность 20–25 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игры с
элементами соревнования, аттракционы, музыкально-ритмические и танцевальные
упражнения.
Досуги и праздники могут быть направлены на решение задач приобщения к
здоровому образу жизни, иметь социально-значимую и патриотическую тематику,
посвящаться государственным праздникам, включать подвижные игры народов России.
День здоровья. Проводится 1 раз в три месяца, в этот день организовываются
физкультурно - оздоровительные мероприятия, прогулки, игры на свежем воздухе.
В результате, к концу 5 года жизни ребенок осваивает разнообразные физические
упражнения и музыкально-ритмические упражнения, проявляет двигательную
активность и психофизические качества, демонстрирует координацию движений,
развитие глазомера, ориентировку в пространстве ориентирами и без, стремиться
сохранять правильную осанку.
Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, с желанием
выполняет упражнения основной гимнастики, участвует в подвижных играх и досуговой
деятельности. Проявляет настойчивость и упорство для достижения результата,
стремится к победе, соблюдает правила в подвижных играх, переносит освоенные
упражнения в самостоятельную двигательную деятельность. Знает об отдельных
факторах, положительно влияющих на здоровье, правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности, имеет сформированные полезные привычки.
От 5 лет до 6 лет
продолжать обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной
двигательной деятельности, развивая умения технично, осознанно, активно,
скоординировано, точно, дифференцируя мышечные усилия, выполнять физические и
музыкально-ритмические упражнения, осваивать элементы спортивных игр,
элементарные туристские навыки;
развивать психофизические качества, координацию, равновесие, гибкость, меткость,
самоконтроль, самостоятельность, творчество при выполнении движений;
учить соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде,
согласовывать действия свои и других детей, ориентироваться в пространстве;
воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных
и спортивных играх и упражнениях;
формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских
спортсменов;
сохранять и укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку,
укреплять опорно-двигательный аппарат, иммунитет средствами физического
воспитания;
расширять представления о здоровье и его ценности, факторах, влияющих на
здоровье, туризме как форме активного отдыха;
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих, учить осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и
безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.
Содержание образовательной деятельности

Педагог продолжает развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки,
психофизические качества и способности, обогащает двигательный опыт детей
разнообразными
физическими и музыкально-ритмическими упражнениями, поддерживает детскую
инициативу, формирует стремление творчески использовать их в самостоятельной
двигательной деятельности, закрепляет умение самостоятельно точно, технично
выразительно выполнять под счет, ритм, музыку, по показу и по словесной инструкции,
осуществлять самоконтроль и самооценку выполнения упражнений; продолжает обучать
подвижным играм, начинает обучать элементам спортивных игр, играм-эстафетам;
поощряет стремление выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относится
к выполнению правил, преодолевать препятствия, проявлять нравственно-волевые
качества, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Педагог уточняет, расширяет и закрепляет представления о здоровье и здоровом
образ жизни, начинает формировать элементарные представления об организме человека
(на доступном уровне) о разных формах активного отдыха, включая туризм,
способствует формированию навыков безопасного поведения в двигательной
деятельности. Организует для детей и родителей туристские прогулки и экскурсии,
физкультурные праздник и досуги с соответствующей тематикой.
Основная гимнастика (основные движения, строевые и общеразвивающие
упражнения).
Педагог продолжает обучать разнообразным физическим упражнениям, которые
дети самостоятельно и творчески используют в игровой и повседневной деятельности.
Ходьба: обычным шагом, на носках, на пятках с высоким подниманием колен,
мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево) с заданием,
в колонне по одному, по двое (парами), с предметами, по кругу, вдоль границ зала,
«змейкой» (между восемью предметами), врассыпную по диагонали; в чередовании с
бегом, прыжками, с изменением направления, темпа, со сменой направляющего.
Упражнение в равновесии: ходьба между линиями, по доске, по широкой и узкой
гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с
мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны), по наклонной доске вверх и
вниз (ширина 15–20 см, высота 30–35 см); с перешагиванием через набивные мячи на
разном расстоянии друг от друга (поочередно через 5–6 мячей).
Бег: с разной скоростью, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и
широкимшагом, в колонне (по одному, по двое, парами), в разных направлениях (по
кругу, междупредметами, врассыпную, со сменой ведущего); в быстром темпе (от 10
метров по 3—4 раза до20—30 м по 2—3 раза), с увертыванием; челночный бег 3 по10
м в медленном темпе (1,5—2 мин).
Ползание, лазанье: на четвереньках по прямой, «змейкой» (расстояние — 10 м),
между предметами, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, на
четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см)
правым и левым боком вперед, пролезание в обруч; перелезание через бревно,
гимнастическую скамейку; лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом с
разноименной координацией движений рук и ног, сохраняя ритм, с изменением темпа,
перелезая с одного пролета на другой вправо и влево);лазанье по веревочной лестнице
со страховкой.

Катание, бросание, ловля, метание: прокатывание мячей, обручей друг другу между
предметами, из разных исходных положений; бросание мяча друг другу снизу, из-за
головы, от груди и ловля (на расстоянии 1,5 м.) по прямой и с отбивкой о землю;
перебрасывание через препятствия друг другу из положения сидя и стоя (с расстояния 2
м); отбивание мяча правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд) на месте и в движении
расстояние от до 4 до 6 метров); метание разными способами прямой рукой сверху,
прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку, из-заспины через плечо предметов, мячей
разного размера на дальность (не менее 5–9 м), в
горизонтальную цель (с расстояния 3,5–4 м) правой и левой рукой, в вертикальную
цель, срасстояния 1,5–2 метра.
Прыжки: на месте на двух ногах (25 ритмичных прыжков 2–3 раза в чередовании с
ходьбой), с продвижением вперед (на расстояние 2–3 м.); попеременно на правой и левой
ноге, ноги вместе и врозь, с поджатыми ногами («зайчики»), с разведенными коленями
(«лягушки»); на одной ноге (на правой и левой поочередно); в чередовании и в
комбинации с другими основными движениями, общеразвивающими упражнениями;
прыжки в длину с места (от 80 см.), через линию, поочередно через 5-6 линий или
плоских обручей, (расстояние между которыми одинаковое и разное от 30 до 60 см.);
через 2-3 предмета (поочередно через каждый высотой 5-10 см); с высоты 20-25 см.
Прыжки с короткой скакалкой на двух ногах и с продвижением, вращая ее вперед и
назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Общеразвивающие упражнения. Педагог поддерживает стремление детей выполнять
упражнения с разнообразными предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом и
др.). Подбирает упражнения из разнообразных исходных положений: сидя, лежа на
спине, боку, животе, стоя на коленях, на четвереньках, с разным положением рук и ног
(стоя ноги прямо, врозь; руки вниз, на поясе, перед грудью, за спиной). Включает в
комплексы упражнения: поднимание рук вперед, в стороны, вверх, через стороны вверх
(одновременно, поочередно), сочетая движения рук и ног, одновременно и поочередно;
повороты влево и вправо, наклоны вперед, вниз, в стороны, держа руки на поясе, разводя
их в стороны; поднимание ног над полом, сгибание и разгибание ног из положения сидя,
лежа на боку; выполнение упражнений в приседе и полуприседе, держа руки на поясе,
вытянув руки вперед, в стороны, с предметами и без них. Педагог поддерживает
инициативу, самостоятельность и поощряет придумывание детьми новых
общеразвивающих упражнений для себя и сверстников. Разученные упражнения
включаются в комплексы утренней гимнастики.
Ритмическая гимнастика Музыкально-ритмические упражнения, разученные на
музыкальных занятиях, педагог включает во вводную и основную части физкультурных
занятий (отдельные комплексы из 5–6 упражнений), некоторые из упражнений в
физкультминутки, различные формы активного отдыха в подвижные игры.
Рекомендуемые упражнения: ходьба и бег под музыку в соответствии с общим
характером музыки, в разном темпе, на высоких полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, «с каблука», вперед и назад (спиной), с высоким
подниманием колена (высокий шаг) с ускорением и замедлением темпа легкий
ритмичный бег на носках, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп,
кружение); подскоки на месте и с продвижением вперед, вокруг себя, в сочетании с
хлопками и бегом, кружения по одному и в парах.

Строевые упражнения. Педагог продолжает обучение детей строевым упражнениям:
построение в колонну по одному, в шеренгу, круг и два круга (по ориентирам и без), по
диагонали, в два и три звена; перестроение из одной колоны в две, в шеренгу по два,
равняясь по ориентирами без; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
Подвижные игры. Педагог продолжает развивать, закреплять и совершенствовать
основные движения детей в сюжетных и несюжетных подвижных играх, включающих
несколько основных движений, совершенствовать их в играх-эстафетах, оценивает и
поощряет соблюдение правил, учит быстро ориентироваться в пространстве, наращивать и
удерживать скорость, проявлять находчивость, целеустремленность. Педагог обучает
взаимодействию детей в команде, поощряет оказание помощи и взаимовыручки,
инициативы при организации игр с небольшой группой
сверстников, младшими детьми; воспитывает и поддерживает проявление нравственноволевых качеств, самостоятельности и сплоченности, чувства ответственности за успехи
или поражения команды, стремление к победе, преодолению трудностей; развивает
творческие способности, поддерживает инициативу детей в играх (выбор игр,
придумывание
новых
вариантов,
комбинирование движений). Способствует
формированию духовно-нравственных качеств, основ патриотизма и гражданской
идентичности в подвижных играх. Детям предлагаются разнообразные игры: с бегом на
развитие скоростно-силовых качеств и ориентировки в пространстве: «Самолеты» (с
обручами и геометрическими фигурами), «Хитрая лиса», «Цветные автомобили», «Птичка
и кошка», «Светофор», «Найди пару», «Ловишки с ленточками»,
«Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»; с прыжками на развитие силы и
выносливости:
«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике»; с ползанием и лазаньем на развитие силы:
«Пастух и стадо»,
«Перелет птиц», «Пожарные», «Спасатели»; с бросанием и ловлей на развитие
ловкости:
«Подбрось — поймай», «Мяч по кругу»; на ориентировку в пространстве, на
внимание: «Найди,где спрятано», «Пограничники». Народные игры. «У медведя во бору»,
«Мышка и две кошки»,
«Дударь».
Спортивные упражнения4 Педагог обучает детей спортивным упражнениям на
прогулке или во время физкультурных занятия на свежем воздухе в зависимости от
условий: наличия оборудования, климатических условий региона
Катание на санках: по прямой, со скоростью, с горки, подъем с санками в гору, с
торможением при спуске с горки.
Ходьба на лыжах: по лыжне (на расстояние до 500 м.); скользящим шагом; повороты
на месте (направо и налево) с переступанием; подъем на склон прямо «ступающим
шагом», «полуелочкой» (прямо и наискось).
Катание на двухколесном велосипеде, самокате: по прямой, по кругу, с разворотом с
разнойскоростью; с поворотами направо и налево, соблюдая правила, не наталкиваясь.
Плавание: с движениями прямыми ногами вверх и вниз, сидя на бортике и лежа в воде
держать за опору; ходьба по дну вперед и назад, приседая, погружаясь в воду до
подбородка, до глаз, опускать лицо в воду, приседать под водой, доставая предметы, идя за
предметами по прямойв спокойном темпе и на скорость; скольжение на груди, плавание

произвольным способом.
Спортивные игры 5Педагог обучает детей элементам спортивных игр, которые
проводятсяв спортивном зале или на спортивной площадке в зависимости от имеющихся
условий и оборудования.
Городки: бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м).
Элементы баскетбола: перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой
и левой рукой; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди; игра по упрощенным
правилам.
Бадминтон: отбивание волана ракеткой в заданном направлении; игра с педагогом
Элементы футбола: отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении;
обведение мяча между и вокруг предметов; отбивание мяча о стенку; передача мяча ногой
друг другу (3—5 м); игра по упрощенным правилам.
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог продолжает уточнять и
расширять представления о факторах, положительно влияющих на здоровье (правильное
питание, выборполезных продуктов, занятие спортом и физкультурой, прогулки на свежем
воздухе); формирует доступные элементарные представления об организме человека.
Продолжает формировать представления о разных видах спорта и выдающихся
достижениях российских спортсменов, роли физкультуры и спорта для укрепления
здоровья. Уточняет и расширяет представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности (при активном беге, прыжках, взаимодействии с партнером, в
играх и упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами,
пользовании спортивны инвентарем, оборудованием) и в ходе туристских пеших прогулок
учит их соблюдать. Продолжает воспитывать заботливое отношение к здоровью своему и
окружающих (соблюдать чистоту и правила гигиены, правильно питаться, закаляться,
выполнять профилактические упражнения для сохранения и укрепления здоровья),
продолжает знакомить со способами оказания посильной помощи при уходе за больным.
Активный отдых.
Физкультурные праздники и досуги. Педагоги организуют праздники (2 раза в год,
продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников составляют ранее
освоенные движения, в том числе, спортивные и гимнастические упражнения, подвижные
игры, игры- эстафеты, спортивные игры
Досуг организуется 1–2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе,
продолжительность 30–40 минут. Содержание составляют: подвижные игры, игрыэстафеты, музыкально-ритмические упражнения, творческие задания.
Досуги и праздники могут быть направлены на решение задач приобщения к здоровому
образу жизни, иметь социально-значимую и патриотическую тематику, посвящаться
государственным праздникам, олимпиаде и другим спортивным событиям, включать
подвижные игры народов России.
Дни здоровья. Педагог проводит 1 раз в квартал и организует оздоровительные
мероприятия и туристские прогулки*.
Туристские прогулки и экскурсии* Педагог организует для детей непродолжительные
пешие прогулки и экскурсии на расстояние от 1 до 2 км (в оба конца), в теплый период года,
и до 1км в холодный период. Продолжительность пешего похода от 1 до 1,5 ч с остановкой
от 10 до 15 минут. Время непрерывного движения 20 минут. Педагог формирует
представления о туризме каквиде активного отдыха и способе ознакомления с природой и

культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и
одежды) для туристской прогулки, учит наблюдать за природой, ориентироваться на
местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в
преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные игры и эстафеты,
В результате, к концу 6 года жизни, ребенок выполняет физические упражнения в
соответствии с возрастными возможностями, достаточно технично, уверенно, в заданном
темпе и ритме, выразительно; проявляет в двигательной деятельности (на занятиях по
физкультуре, гимнастике и др.) сформированные в соответствии с возрастом
психофизические качества; способен проявить творчество, составляя несложные
комбинации из знакомых общеразвивающих, музыкально-ритмических упражнений,
основных движений и продемонстрировать их, придумать движения в подвижной игре и
организовать ее; стремится осуществлять самоконтроль и дает оценку двигательным
действия других детей и своим, свободно ориентируется в пространстве, овладевает
некоторыми туристскими умениями; проявляет интерес к новым и знакомымфизическим
упражнениям, пешим прогулкам и экскурсиям; умеет взаимодействовать в команде,
проявляет инициативу, самостоятельность, находчивость, взаимопомощь, стремится к
личной и командной победе, демонстрирует нравственно-волевые качества,
ответственность перед
командой, преодолевает трудности; знает способы укрепления здоровья и факторы,
положительно влияющие на него; имеет представления о некоторых видах спорта,
спортивных достижениях, туризме, как форме активного отдыха, правилах гигиены,
безопасного поведения в двигательной деятельности, стремиться их соблюдать, понимает
необходимость сохранения и укрепления здоровья, может оказать посильную помощь
больным близким, стремиться заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
От 6 лет до 7 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
продолжать обогащать двигательный опыт, развивать умения технично, точно, осознанно,
активно,
скоординировано, выразительно,
выполнять физические
упражнения,
осваиватьтуристские навыки;
развивать психофизические качества, самоконтроль, самостоятельность, творчество
привыполнении движений, ориентировку в пространстве;
воспитывать стремление соблюдать правила в подвижной игре, учить
самостоятельно ихорганизовывать и проводить, взаимодействовать в команде;
воспитывать
патриотические чувства, нравственно-волевые качества
гражданскуюидентичность в двигательной деятельности;
формировать осознанную потребность в двигательной активности;
сохранять и укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания,
расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах
его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физкультуре и спорте, спортивных
достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при
проведении туристских прогулок и экскурсий;
воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни,
развиватьстремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Содержание образовательной деятельности
Педагог закрепляет и совершенствует двигательные умения и навыки детей,
развивает психофизические качества и способности, создает условия для дальнейшего
закрепления и совершенствования навыков выполнения основных движений и их
комбинаций, общеразвивающих (в том числе, музыкально-ритмических) и спортивных
упражнений, освоения элементов спортивных игр, игр-эстафет, музыкальноритмических упражнений. Обучает выполнять упражнения под счет, ритмично, в
соответствии с разнообразным характером музыки, а также технично, точно,
выразительно выполнять движения. В процессе организации разных форм двигательной
деятельности педагог учит детей следовать инструкции, слышать и выполнять указания,
соблюдать дисциплину, осуществлять самоконтроль и оценку выполнения упражнений.
Поддерживает стремление творчески использовать двигательный опыт в
самостоятельной деятельности и на занятиях гимнастикой, самостоятельно
организовывать и придумывать подвижные игры, общеразвивающие упражнения,
комбинировать движения, импровизировать.
Педагог продолжает приобщать детей к здоровому образу жизни: расширяет и
уточняет представления о факторах, влияющих на здоровье, способах его сохранения и
укрепления, мерах профилактики болезней, поддерживает интерес и любовь к
физической культуре, спорту и туризму, активному отдыху, воспитывает полезные
привычки, осознанное, заботливое, бережное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Основная гимнастика (основные движения, строевые и общеразвивающие
упражнения).
Педагог способствует совершенствованию двигательных навыков детей, создает
условия для развития инициативности и творчества, выполнения упражнений в
различных условиях и комбинациях, использования двигательного опыта в игровой
деятельности и повседневной жизни. Ходьба: в колонне по одному, по двое, по трое, по
четыре, в шеренге в разном темпе и направлениях: по кругу, по прямой с поворотами
обходя 10 и более предметов, по диагонали, сперестроениями, разными способами:
обычным, гимнастическим шагом, скрестным шагом, с выпадами, в приседе и
полуприседе, спиной веред, спортивной ходьбой, на носках с разнымиположениями
рук, на пятках, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом,
приставным шагом вперед и назад, в сочетании с другими видами основных движений
и ходьба споточным выполнением общеразвивающих упражнений под счет, ритм,
музыку. Упражнение вравновесии: ходьба по скамье с набивным мешочком на голове,
выполняя упражнения (приседаяна одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку
скамейки, поднимая прямую ногу и делаяпод ней хлопок, с остановкой посередине и
с приседанием и поворотом кругом и др.); прямо и
боком, по канату на полу, по доске, держа баланс стоя на большом набивном мяче.
Бег: с разной скоростью 2–3 минуты, с чередованием темпа, с переходом на ходьбу,
в среднем темпе (до 300 м.), в быстром темпе 30 метров (10 м по 3—4 раза с перерывами).
наперегонки на скорость (от 25-30 метров); на носках, высоко поднимая колени, с
захлѐстыванием голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким
шагом; в колонне по одному, по двое, в разных направлениях, с заданиями, с
преодолением препятствий, со скакалкой, с мячом, по доске, дорожке бревну, в

чередовании с ходьбой, прыжками через препятствия (высотой 10— 15 см.); спиной
вперед из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе,
сидя спиной к направлению движения и т. п.); в усложнѐнных условиях 2—4 отрезка по
100—150 м в чередовании с ходьбой и с преодолением препятствий; челночный бег (3 по
5 метров).
Ползание, лазанье: на четвереньках, на животе и спине по гимнастической скамейке,
бревну, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; проползание под гимнастической
скамейкой, под несколькими пособиями подряд, в туннеле на скорость, пролезание в
обруч разными способами, подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими
способами подряд (высота 50–35 см); лазанье по гимнастической стенке с изменением
темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного движения
рук и ног, с перелезанием с пролета на пролет в разном темпе.
Бросание, ловля, метание: перебрасывание мяча разного размера друг другу снизу,
из-за головы (расстояние 3–4 м), через сетку; бросание мячей разных размеров вверх, о
землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с
хлопками, поворотами; отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в
движении по прямой и в разных направлениях от 5 до 10 раз; бросание набивных мячей
(0,5 кг) сидя и бросание их в даль из-за головы из положения стоя; метание на дальность
(6–12 м) левой и правой рукой, в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя),
в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4–5м), а также в движущуюся цель.
Прыжки: на двух ногах на месте разными способами, вперед и назад, вправо и влево,
на месте и с продвижением (по 20–40 прыжков 2—4 раза в чередовании с ходьбой), с
поворотом кругом, продвигаясь вперед (на 5–6 м.), с зажатым между ног мешочком с
песком, с мячом; в положении сидя на большом надувном мяче (фитболе), через 6—8
набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге поочередно и через
линию, веревку, в высоту с разбега (высота до 40 см); в длину с места (от 100–140
см в зависимости от пола,
подготовленности); в длину с разбега (180–190 см), с места вверх, доставая предмет,
подвешенныйна 25–30 см выше поднятой руки, с разбега (высота не менее 50 см).
Прыжки через обруч, короткую скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги
на ногу), вращающуюся вперед и назад длинную скакалку по одному, парами.
Общеразвивающие упражнения. Педагог проводит с детьми разнообразные
упражнения с акцентом на качестве выполнения движений, в том числе, в парах, с
предметами и без них, из разных исходных положений, в разном темпе, с паузами и
поточно, под счет, музыку и др.Предлагает упражнения с разноименными движениями
рук и ног, на ориентировку в пространстве, с усложнением исходных положений и
техники выполнения (вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, на
предплечье и кистях рук, перед собой и сбоку и др.). Педагог поддерживает и поощряет
инициативу, самостоятельность и творчество детей (придумать новое упражнение или
комбинацию движений). Разученные упражнения включаются в комплексы утренней
гимнастики.
Ритмическая гимнастика. Музыкально-ритмические упражнения педагог включает
в содержание физкультурных занятий в разных структурных частях и как отдельные
комплексы из 6–8 упражнений, в физкультминутки, утреннюю гимнастику, различные
формы активного отдыха в подвижные игры. Могут быть использованы следующие

упражнения, разученные на музыкальных занятиях: танцевальный шаг польки,
переменный шаг, шаг с притопом, с хлопками, поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, на носок, приставной шаг с приседанием и без, с продвижением вперед, назад, в
сторону, кружение, подскоки, приседание с выставлением ноги вперед, в сторону на
носок и на пятку, в сочетании с хлопками, с притопом, движениями рук вверх, в сторону
в такт и ритм музыки.
Строевые упражнения. Педагог совершенствует навыки детей в построении,
перестроении,передвижении строем: построении (самостоятельно) в колонну по одному,
в круг, шеренгу; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного
круга в несколько (2—3); расчет на первый — второй и перестроение из одной шеренги
в две; равнение в колонне, шеренге, кругу; размыкание и смыкание приставным шагом;
повороты направо, налево, кругом.
Подвижные игры. Педагог продолжает обучать детей подвижным играм, поощряет
использование детьми в самостоятельной деятельности разнообразных по содержанию и
сюжету подвижных игр (в том числе, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты),
способствующих развитию психофизических и личностных качеств, координации
движений, умению ориентироваться в пространстве.
Педагог поддерживает стремление детей самостоятельно организовывать знакомые
подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты
товарищей; побуждает проявлять смелость, находчивость, волевые качества, честность,
целеустремленность. Поощряет творчество детей, желание детей придумывать варианты
игр, комбинировать движения, импровизировать. Продолжает воспитывать
сплоченность, взаимопомощь, чувство ответственности за успехи или поражения
команды, стремление вносить свой вклад в победу команды, преодолевать трудности.
Способствует формированию духовно- нравственных качеств, основ патриотизма и
гражданской идентичности.
Педагогом могут быть предложены детям: игр с бегом на развитие скоростных
качеств:
«Моряки», «Пожарные на учении», «Спасатели спешат на помощь», «Будущие
защитники Родины», «Полоса препятствий», «Быстро возьми, быстро положи»,
«Перемени предмет»,
«Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее
докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару»,
«Краски», «Горелки», «Коршун и
наседка»; с прыжками: «Лягушки и Аист», «Не попадись!», «Волк во рву». Игры с
метанием и ловлей на развитие силы и ловкости: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп»,
«Кто самый и меткий?», «Ловишки с мячом»; с ползанием и лазаньем. «Перелет птиц»,
«Ловкие обезьянки»; игры-эстафеты: «Космонавты», «Дорожка препятствий», с
элементами соревнования: «Зарничка»,
«Чья команда забросит в корзину больше мячей?», «Наши олимпийцы». Народные
игры. «Гори, гори ясно!», «Лапта».
Спортивные упражнения6*. Педагог продолжает обучать детей спортивным
упражнениям на прогулке или во время физкультурных занятий на свежем воздухе в
зависимости от имеющихся условий (наличие оборудования, климатические условия
региона).

Катание на санках: игровые задания и соревнования в катании на санях на скорость.
Ходьба на лыжах: скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину 500–600
метров в медленном темпе в зависимости от погодных условий; попеременным
двухшажным ходом (спалками); повороты переступанием в движении; поднимание на
горку «лесенкой», «елочкой».
Катание на коньках: удержание равновесия и принятие исходного положения на
коньках (на снегу, на льду); приседания из исходного положения; скольжение на двух
ногах с разбега; повороты направо и налево во время скольжения, торможения;
скольжение на правой и левойноге, попеременно отталкиваясь.
Катание на двухколесном велосипеде, самокате: по прямой, по кругу, змейкой,
объезжая препятствие, на скорость.
Плавание: погружение в воду с головой с открытыми глазами, скольжение на груди
и спине, двигая ногами (вверх — вниз); проплывание в воротца, с надувной игрушкой
или кругом в руках и без; произвольным стилем (от 10–15 м); упражнения комплексов
гидроаэробики в воде у бортика и без опоры.
Спортивные игры7*. Педагог обучает детей элементам спортивных игр, которые
проводятся в спортивном зале или на площадке в зависимости от имеющихся условий.
Городки: бросание биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение.
Знать 4—5 фигур, выбивание городков с полукона и кона при наименьшем количестве
бросков бит.
Элементы баскетбола: передача мяча друг другу (двумя руками от груди, одной
рукой от плеча); перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди, стоя напротив
друг друга и в движении; ловля летящего мяча на разной высоте (на уровне груди, над
головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон; забрасывание мяча в корзину
двумя руками из-за головы, от плеча;ведение мяча одной рукой, передавая его из одной
руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова
передвигаясь по сигналу.
Элементы футбола: передача мяча друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя
на месте; ведение мяч «змейкой» между расставленными предметами, попадать в
предметы, забиватьмяч в ворота, играть по упрощенным правилам.
Элементы хоккея: (без коньков — на снегу, на траве): ведение шайбы клюшкой, не
отрывая ее от шайбы; прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживать шайбу
клюшкой; ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними; забрасывание
шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева); попадание шайбой в
ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Бадминтон: перебрасывание волана ракеткой на сторону партнера без сетки, через
сетку, правильно удерживая ракетку.

Элементы настольного тенниса: подготовительные упражнения с ракеткой и мячом
(подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену); подача мяча
через сетку после его отскока от стола.
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог расширяет, уточняет и
закрепляет представления об организме человека, факторах, положительно влияющих на
здоровье, роли физической культуры и разных видов спорта, на здоровье, достижениях
отечественных спортсменов. Дает доступные по возрасту представления о профилактике
и охране здоровья (зрения, слуха, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата),
правилах безопасного для здоровья поведения в двигательной деятельности (при
активном беге, прыжках, играх-эстафетах, взаимодействии с партнером, в играх и
упражнениях с мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, предметами,
пользовании спортивны инвентарем, оборудованием) и во время туристских прогулок и
экскурсий. Следит за осанкой и приучает к этому детей, оказывать элементарную первую
помощи при легких травмах, оценивать свое самочувствие; воспитывает чувство
сострадания к людям с особенностями здоровья, поддерживает стремление детей
заботиться о своем здоровье, и самочувствии других людей.
Активный отдых.
Физкультурные праздники и досуги. Педагоги организуют праздники (2 раза в год,
продолжительностью не более 1,5 часов). Содержание праздников составляют сезонные
спортивные упражнения, элементы соревнования, с включением игр-эстафет,
спортивных игр, на базе ранее освоенных физических упражнений.
Досуг организуется 1–2 раза в месяц во второй половине дня на свежем воздухе,
продолжительность 40–45 минут. Содержание включает: подвижные игры, в том числе,
игры народов России, игры-эстафеты, музыкально-ритмические упражнения,
импровизацию, танцевальные упражнения, проблемные и творческие задания.
Досуги и праздники направлены на решение задач приобщения к здоровому образу
жизни, должны иметь социально-значимую и патриотическую тематику, посвящаться
государственным праздникам, ярким спортивным событиям и выдаюшимся
спортсменам.
Дни здоровья. Педагог проводит 1 раз в квартал и организует оздоровительные
мероприятия и туристские прогулки, физкультурные досуги.
Туристские прогулки и экскурсии8. Педагог организует пешеходные прогулки на
расстоянии от 1 до 3 км (в оба конца) в теплый период года и от 1 до 2 км в холодный
период. Продолжительность пешего похода от 1 до 2,5 ч с остановкой от 10 до 15 минут.
В результате, к концу 7 года жизни, ребенок результативно, уверенно, технически
точно, выразительно с достаточной амплитудой и усилием выполняет физические
упражнения, музыкально-ритмические упражнения и их комбинации с пособиями и без,
осваивает элементы спортивных игр по возрасту, проявляет психофизические качества,
меткость, гибкость, глазомер, сохраняет равновесие, правильную осанку, свободно
ориентируется в пространстве без ориентиров; осуществляет самоконтроль, может дать
оценку выполнения упражнений другими детьми; проявляет двигательное творчество,
может придумать комбинации движений в общеразвивающих упражнениях и подвижных
играх, с удовольствием импровизирует; активно и сжеланием участвует в подвижных
играх и эстафетах, проявляет инициативу, может их самостоятельно организовать и
провести со сверстниками и младшими детьми; проявляет инициативу, находчивость,

морально-нравственные и волевые качества (смелость, честность, взаимовыручка,
целеустремленность, упорство и др.), оказывает помощь товарищам, стремится к личной
и командной победе, демонстрирует ответственность перед командой, преодолевает
трудности; осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности,
имеет начальные представления о правилах здорового образа жизни, мерах укрепления
здоровья и профилактики, организме человека, некоторых видах спорта и спортивных
достижениях, знает, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье, соблюдает правила
безопасного поведения в двигательной деятельности и во врем пеших туристских
прогулок и экскурсий, владеет навыками личной гигиены, может определить и описать
свое самочувствие; стремиться оказать помощь и поддержку больным людям, заботливо
относится к своему здоровью и здоровью окружающих.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».