Приложение 4 Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области
«Познавательное развитие».
От 2 месяцев до 1 года
В области познавательного
деятельностиявляются:

развития

основными

задачами

образовательной

1. развивать интерес детей к окружающим предметам и действиям с ними;
2. вовлекать ребенка в действия с предметами и игрушками, развивать способы
действий с ними,
3. развивать способности
поддерживать

детей

ориентироваться

в

знакомой

обстановке,

4. эмоциональный контакт в общении со взрослым;
5. вызывать интерес к объектам живой и
взаимодействия с ними, узнавать их.

неживой природы в процессе

В результате, к концу 1 года жизни, ребенок обнаруживает поисковую и
познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом
рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается
к издаваемым ими звукам. Дети пытаются подражать действиям взрослых; стремятся
взять игрушку в руки, обследовать ее; активно проявляют потребность в эмоциональном
общении, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений.
Также ребенок проявляет чувствительность к интонациям взрослых; выражает
избирательное отношение к близким и посторонним людям; охотно включается в
эмоциональные игры; узнает некоторых животных и растения ближайшего окружения в
естественной среде, на картинке, в форме игрушки, стремится взаимодействовать с
природными объектами,положительно реагирует на них.
От 1 года до 2 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1. поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного
действенноспособа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по
образцу или словесному указанию;
2. формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
3. развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению,
природным объектам;
4. развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего
окружения, отличать их по наиболее ярких проявлениях и свойствам, замечать явления
природы,поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
В результате, к концу 2 года жизни, ребенок демонстрирует способы
целенаправленных моторных действий с крупными и средними предметами и
дидактическими материалами,группирует предметы по одному из признаков, по образцу
или словесному указанию и т. п.;

-демонстрирует способность отображать в играх простые и знакомые жизненные
ситуации, подражает взрослому при выполнении простых игровых действий,
демонстрирует умение отображать одно-два взаимосвязанных действия, выполнявшихся
ранее в отдельности, демонстрирует способность к группировке предметов, проявляет
интерес к процессу познания.
От 2 лет до 3 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1. развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного,
вкусового, обонятельного;
2. развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных
практических задач;
3. совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы,
величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой
по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая
пары, группы;
4. формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах,
величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
5. развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоциональноположительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о
деятельности взрослых;
6. расширять представления о родном городе (селе), его достопримечательности,
эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, детского сада;
7. организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями
ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;
8. развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное
отношениек животным и растениям.
В результате, к концу 3 года жизни, ребенок интересуется окружающим: знает
названия предметов и игрушек; имеет простейшие представления о количестве,
величине, форме и других качественных признаках предметов, активно действует с ними,
исследует их свойства, сравнивает, группирует предметы по качественным признакам,
экспериментирует;
-знает свое имя и имена близких родственников, показывает и называет основные
признаки внешнего облика человека, использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложка,
расческа, карандаш и пр.) и умеет пользоваться ими;
-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
позитивно взаимодействует с ровесниками; в игре воспроизводит действия взрослого,
впервые осуществляя игровые замещения; задает первые предметные вопросы, отвечает
на вопросы партнеров;

-проявляет настойчивость в достижении результата своих действий; стремится к
общению; активно подражает взрослым в движениях и действиях, умеет действовать
согласованно;
-имеет первичные представления о деятельности взрослых;
-имеет конкретные представления о животных и их детѐнышах, узнает и может их
назвать, отличает по наиболее ярким признакам, может назвать части тела, сказать, чем
питается, как передвигается; имеет представление о растениях ближайшего окружения,
отличает их по внешнему виду, может назвать некоторые части растений, проявляет
интерес к их познанию;
-взаимодействует с доступными объектами неживой природы (вода, песок, камни),
интересуется явлениями природы, положительно реагирует на них, старается бережно
относитьсяк живым объектам.
От 3 лет до 4 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1. формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их
использованиив самостоятельной деятельности;
2. развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме,
величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать
чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать
исследовательские умения;
3. обогащать представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоциональноположительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам;
4. конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о
родном городе, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать
эмоциональный опыт участия в праздниках;
5. расширять представления детей о многообразии и особенностях растений,
животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках,
неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны
года, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.
В результате, к концу 4 года жизни, ребенок может участвовать в несложной
совместной познавательной деятельности со сверстниками;
-использует сложившиеся представления о некоторых цветах спектра (красный,
желтый, зеленый, синий, черный, белый) в продуктивных видах деятельности,
обозначает их словом; демонстрирует осязательно-двигательные действия при
обследовании предметов с помощью разных анализаторов: рассматривания,
поглаживания, ощупывания ладонью, пальцами по контуру, прокатывания, бросания;
-проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию с ними в деятельности, в
повседневном общении; ребенок владеет действиями замещения, подбирает предметызаместители; демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет
эмоции удивления в процессе познания, совместной деятельности со взрослыми и

сверстниками использует полученные представления о предметах и
ближайшего окружения, задает вопросы;

объектах

-проявляет интерес к миру; обнаруживает стремление к наблюдению, сравнению,
обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с
предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме
и количествепредметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам;
От 4 лет до 5 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1. обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и
самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные
органы чувств;
2. развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со
сверстниками и взрослыми деятельности;
3. обогащать элементарные математические представления о количестве, числе,
форме, величине предметов, пространственных и временных отношениях;
4. расширять представления о себе и своих возможностях в познавательной
деятельности с родителями и членам семьи; продолжать развивать представления
детей о труде взрослого;
5. развивать представления детей о своей малой родине, названии города, его
достопримечательностях, поддерживать интерес к стране; знакомить с традициями и
праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться
на участие в них;
6. расширять представления о многообразии объектов живой природы, их
особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
7. обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков,
знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками
времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны,
воспитывать эмоционально- положительное отношение ко всем живым существам,
желание их беречь и заботиться.
В результате, к концу 5 года жизни, ребенок с удовольствием рассказывает о семье,
семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках,
готовящихся в группе, в ДОО, в частности, направленных на то, чтобы порадовать
взрослых, детей (взрослого, ребенка);
-знает и называет животных и растения родного края, выделяет их отличительные
особенности. Может назвать объекты неживой природы и их свойства, различает и
называетвремена года и их характерные признаки (изменения погоды, осадки, явления
природы), может рассказать об изменении образа жизни человека, животных и растений
в разные сезоны года, знает свойства и качества некоторых природных материалов;
сравнивает объекты живой и неживой природы, охотно экспериментирует с ними,

группирует на основе выделенных признаков; демонстрирует положительное
отношение ко всем живым существам, стремится ухаживать за растениями и животными.
- владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением
непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток,
знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня,
завтра», ориентирует себя в движении.
- с помощью педагога активно включается в деятельность экспериментирования. В
процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет
свойства и качества предметов, особенности объектов природы, объединяет предметы и
объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;
- проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
- проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной
деятельности, осуществляет обмен информацией, охотно сотрудничает со взрослыми не
только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной.

От 5 лет до 6 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1. развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего
мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
2. формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего
мира, способах их безопасного использования; развивать способность использовать
математические знания и аналитические способы для познания математической стороны
окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей
(условной меры), сравнение по разным основаниям, измерение, счет, упорядочивание,
классификация, сериация и т.п); совершенствовать ориентировку в пространстве и
времени;
3. развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего
окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия
различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и
совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
4. расширять представления о многообразии объектов живой природы, их
особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях;
продолжать учить группировать объекты живой природы;
5. продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания
объектовживой и неживой природы и их свойств и качеств;
6. продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью
человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым
существам, желание их беречь и заботиться.
В результате, к концу 6 года жизни, ребенок и может объединяться со
сверстниками для познавательной деятельности, определять общий замысел,

распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер
взаимоотношений;
-регулирует свою активность: соблюдает очередность, учитывает права других
людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной
направленности, в том числе причинно-следственного характера, приводит логические
высказывания; проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес;
-способен принять и самостоятельно поставить исследовательскую задачу,
проявляет любознательность, догадку и сообразительность;
-испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного
опыта, фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем;
-проявляет интерес к игровому экспериментированию, к познавательным играм;
-умеет объяснить замысел предстоящей деятельности, организовать соучастников
деятельности; слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных
видах деятельности, способен к произвольным умственным действиям; логическим
операциям анализа, сравнения, обобщения, классификации и др.
-некоторые из них, придерживаясь правил обращения с ними;
-имеет представления о социальном, предметном и природном мире, проявляет
познавательный интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о
его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название
своей страны, ее государственные символы;
-проявляет познавательный интерес к жизни людей в других странах;
-ориентируется в многообразии и особенностях представителей животного и
растительного мира разных регионов России, сравнивает, выделяет их особенности,
классифицирует объекты живой природы по признакам; имеет представление о
потребностях живого организма, условиях, необходимых для выживания, особенности
жизни человека, животных и растений в разные сезоны года; правила поведения в
природе, стремится защитить и сохранить ее.
От 6 лет до 7 лет
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1. расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательноисследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
2. развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его
ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать
свои предположения, представлять совместные результаты познания;
3. обогащать пространственные и временные представления, поощрять
использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и
преобразования предметов окружающего мира;
4. развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания
окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования;

5. закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной
компетентности в решении различных познавательных задач;
6. расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и
Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициях и
праздниках; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним,
7. формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;
8. расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных
регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и
растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в
разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы.
В результате, к концу 7 года жизни, ребенок проявляет любознательность,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляет творчество и
самостоятельность в познавательно- исследовательской деятельности;
-склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей
реальности, использует основные культурные способы деятельности;
-имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия,
формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки
предположений: сравнение с эталонами, классификация, систематизация, счет,
вычисление, измерение, некоторые цифровые средства и др.;
-способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме,
величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать,
вычислять и др.;
-способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах детской активности, способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
-обладает начальными знаниями о себе, социальном мире, в котором он живет;
положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместной деятельности;
-проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в России
и разных странах и многообразию народов мира; знает названия своего города, столицы
и страны, их главные достопримечательности; государственные символы, имеет
некоторые представления о важных исторических событиях Отечества;
- может назвать отдельных наиболее ярких представителей живой природы и
особенности среды разных природных зон России и планеты, некоторые отличительные
признаки животных и растений, живого и неживого объекта, привести пример
приспособления животных среде обитания, рассказать об образе жизни животных в
разные сезоны года;

-уверенно классифицирует объекты живой природы на основе признаков; может
назвать потребности растений и животных, этапы их роста и развития; профессии
человека, связанные с природой и ее охраной;
-знаком с некоторыми свойствами неживой природы и полезными ископаемыми, с
их использованием человеком;
-различает времена года, месяцы, выделяет их характерные признаки и свойственные
им явления природы; может привести пример влияния деятельности человека на
природу; с интересом экспериментирует и проводит опыты, осознанно соблюдает
правила поведения в природе, демонстрирует бережное и заботливое отношение к
природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».