Хуснутдинова О.В. Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре

Подписано цифровой подписью:
Позднякова Светлана Викторовна
Дата: 2022.04.18 16:12:00 +03'00'

Организация форм партнерской исследовательской деятельности в игре
Процесс познания – творческий процесс, моя задача – поддержать и развить в ребенке
интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.
Замечательное средство интеллектуального развития – детское экспериментирование.
В групповой комнате я

создала Уголок экспериментирования, где материалы

распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекла»,
«Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте и
достаточном количестве.
Основное оборудование:
- приборы - помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, монеты;
- разнообразные сосуды из пластмассы, стекла, металла разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья
деревьев, мох, семена и др.;
- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали
конструктора и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые;
- медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и
др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные
стекла, сито, свечи и др..
В Уголке есть детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца.
В процессе совместной экспериментальной деятельности с детьми я учу детей ставить
исследовательские задачи:
1. Выявлять проблемы.
2. Выдвигать гипотезы.
3. Задавать вопросы.
4. Давать определения понятиям.
5. Классифицировать.
6. Наблюдать.
7. Проводить эксперименты.
8. Высказывать суждения.
9. Делать выводы и умозаключения.
Мой опыт работы показал, что элементарное экспериментирование доступно уже
детям раннего дошкольного возраста,

так, как этих детей отличает любопытство и

любознательность. В этом возрасте хозяева Уголка экспериментирования являются ЗайчикЛюбознайчик, Утенок-Удивленок

и др. герои, которые многое хотят узнать, всем

интересуются и могут помочь детям в решении проблем. В костюмах героев появляются
необходимые детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для
нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса
к экспериментальной деятельности.
Во время мытья рук мы с детьми решаем задачи: почему мыло постепенно становится
маленьким, куда исчезают капли воды во время вытирания рук полотенцем и т. д. При
проведении зарядки, мы обсуждаем с детьми последствия ее невыполнения, рассматриваем
фотографии культуристов. Много экспериментов можно провести во время приема пищи:
мы делаем бутерброды из хлеба и котлет, едим их по «методу кота Матроскина».
Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде,
открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики;
пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду в разноцветные
льдинки; пускают мыльные пузыри.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего
возраста усложняются и я часто строю их на стремлении вызвать у детей удивление от
открытий. Дети этого возраста находят ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку
превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Где живет воздух? Почему осенью
много луж? Зачем растение пьет? Как освободить бусинки из ледяного племя? Как сделать
капельку теплой?
Увидеть проблему ребенку часто бывает сложнее, чем решить её. В решении этой
сложной педагогической задачи я использую следующие игры и упражнения:
«Назовите как можно больше признаков предмета» - это задание помогает ребенку
учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Я называю любой предмет. Детям
необходимо вспомнить как можно больше возможных признаков этого предмета. Так,
например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским,
удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательной игры.
«Сколько значений у предмета» - это задание позволяет углубить и одновременно
проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе
смотреть на проблемы, учит сосредоточиваться, находить в обычном новые, неожиданные
возможности. Н-р: детям показываю какой-либо хорошо знакомый предмет (палочка, ложка,
коробка и др.). Предлагаю задание: найти варианты нетрадиционного, но реального
использования предмета: «А что еще можно сделать с этим предметом?» Считать

правильными можно только те варианты, которые действительно применимы, но
поощряются самые неожиданные ответы. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее
решения, выдвижение гипотезы.
Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем
больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже
провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором,
мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка и активизировать словарь.
Например, задание «Что случилось?» - Я предлагаю детям ситуации и прошу
сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры
ситуаций: «У куклы грязное платье», «Игрушки поссорились», «Сломалась игрушечная
машинка» и т.д. Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и
оригинальные.
Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение
понятия. Для этого я использую упражнение «Отгадай»- Я загадываю и даю словесное
описание предмета, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям.
Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры я слежу за тем, чтобы дети давали как
можно больше характеристик предмету. Возможны варианты этого задания: для малышей я
выставляю несколько предметов и загадываю один из них; более сложные варианты –
загадать один из предметов, находящихся в этой комнате, или предмет, которого здесь нет.
Конечно же, в ходе таких экспериментов у детей развиваются не только
мыслительные процессы, а дети узнают новые слова, тем самым обогащается их словарный
запас.
Мои отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость,
удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»,
которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
На практике я убедилась в том, что реализация поставленных задач в полной мере
возможна лишь при условии тесного взаимоотношения детского сада и семьи. С этой целью
для родителей я провожу консультации, Дни открытых дверей, выпускаем вместе с детьми
журнал

«Дельфиненок».

Родители

принимают

активное

участие

в

конкурсах

экспериментирования, помогают в их оборудовании, и пополнением необходимыми
материалами,

способствуют

удовлетворению

познавательных

интересов

экспериментированием в домашних условиях.
О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности можно
судить по результатам диагностического задания-игры «Да-нет» Н.Б.Шумаковой. Результаты
данного исследования показали, что 80% детей достигли высокого уровня: познавательное

отношение устойчиво, ребенок самостоятельно видит проблему, выдвигает гипотезы,
предположения, способы их решения, самостоятельно планирует предстоящую деятельность,
выбирает предметы и материалы, действует планомерно, помнит о цели работы, доводит
дело до конца, формирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы. У 20% детей
наблюдается средний уровень: в большинстве случаев ребенок

проявляет активный

познавательный интерес, видит проблему, выстраивает гипотезу с небольшой подсказкой,
совместно со взрослым планирует деятельность, самостоятельно готовит материал,
проявляет настойчивость в достижении результата, выводы формулирует по наводящим
вопросам.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность (почему?, зачем?, как?, что будет, если?), почувствовать
себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом я – не учитель – наставник, а
равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять
собственную исследовательскую активность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».