Хуснутдинова О.В. Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ...

Подписано цифровой
подписью: Позднякова
Светлана Викторовна
Дата: 2022.04.18 16:11:01 +03'00'

Методическая разработка
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И
ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Автор: Хуснутдинова
Ольга Владимировна
воспитатель

г.Усинск
2020 год

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Введение. ………………………………………………….

3,4

Основная часть ………………………………………….

5-8

Заключение………………………………………………..

8

Список литературы………………………………………

10

2

Введение
В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и
образования в России» (22.09.98 г.) признано «Считать экологическое воспитание детей
дошкольного возраста приоритетным звеном в системе

непрерывного экологического

воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования
обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности
(семья – детский сад – школа – вуз – производственная деятельность)». Ориентация на
«природу как среду» получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном
уровне. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с
растениями и животными.
Экологическое образование – одно из

инновационных направлений педагогики,

которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях
ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется
возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с
природой,

воспитания

сопереживания

к

ней,

активности

в

решении

некоторых

экологических проблем.
И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их
всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить
у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети
рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и
различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют
способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения
(дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных
признаков).
Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного
возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в
исследовании вещей и явлений окружающего мира» преследует цель: становление ребенка
как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического
сознания, экологического образования и воспитания, правильного поведения в природе и
правильного отношения к ней.

3

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
 Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о
живой и неживой природе;
 Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе;
 Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним;
 Развивать познавательную активность детей и инициативу в процессе
экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
 Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к
природе,

формировать

навыки

экологически

грамотного,

нравственного

поведения в природе;
 Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
 Развивать первоначальные географические представления;
 Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
Анализ

некоторых программ, изучение «Концепции

содержания непрерывного

образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил мне разработать
систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста и составить рабочие программы с использованием
опытнической деятельности на каждом занятии в соответствии с изучаемой темой раздела
программы. В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи,
которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А.
Воронкевич и др. в своих программах («Детство», «Мы», в содержании педагогической
технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое
развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую
разработку осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства
организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости
природы, ее целостности, единства человека и природы.
Методическая разработка используется на занятиях по разделу «Природный мир», на
прогулках и в самостоятельной деятельности детей.
Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного
материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается

обязательным

включением эксперимента в занятие, который связан с изучаемой темой. Также в
методической разработке предложены опыты, требующие длительного наблюдения. Этот
тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют
возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.

4

Основная часть
Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная
на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их
упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на
развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления
детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний
в вопросах, направленных на закрепление этих знаний. В основу распределения содержания
тем и задач занятий

заложены ведущие концептуальные идеи авторов программы

«Детство».
Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается
с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его
непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного

и инициативного

субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация
занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как
исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность
проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется
кругозор

детей

географических

в

освоении

представлений

представлениях;

развивается

о

природном

мире

любознательность,

и

элементарных

словесный

анализ-

рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений;
ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и
временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических
действий

(символизирует

связи

и

отношения

между

предметами

и

явлениями,

схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и
некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной
деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов,
способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинноследственных связей.
Методическая разработка основана на принципах:
- принцип амплификации;
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип региональности.

5

Структура детского экспериментирования
Целеполагание

Выдвижение гипотез

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов

Возникновение новой гипотезы

Проблемная ситуация

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов

Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении
эксперимента:
Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытноэкспериментальной деятельности рекомендуется использовать:


решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение
водоемов,…);



постановку проблемных вопросов(как накормить целый город овощами?,…);



поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),;



наблюдения;



работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов);



систему игровых технологий;



чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из
рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!».
6

Совместная деятельность воспитателя и детей:
- диагностика детей (первичная, текущая, контрольная);
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки и экскурсии на природе;
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, энциклопедий;
- сбор различных коллекций (семян, камней, осенних листьев…);
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- работа с моделями;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
- создание книг-самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
- задания для самостоятельных наблюдений в природе;
- создание проблемных ситуаций – познавательных и практических;
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями и животными в уголке природы;
- рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.
Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной
деятельности.
Для успешной реализации методической разработки необходимо создать практический
и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о системе общих и частных связей
дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и
понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы,
наблюдать за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в
уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для
экспериментирования включает:


более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум,
традесканция, фикус, фуксия и др)



огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый
лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат;
7



аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и
рыб.
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия,

которые можно разделить на три группы:


натуральные объекты живой и неживой природы;



иллюстративные пособия;



вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа),

растения и животные, окружающие ребенка,

разнообразные гербарии, в том числе

сделанные детьми с родителями и педагогами.
Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы,
иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных
пособий: муляжи

грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и

лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и
т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал,
технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.

Заключение
В результате систематической работы по детскому экспериментированию происходит
значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их
собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.
Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки
используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»
Рабочая тетрадь ч. 2.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 и методики Л.Н.Прохоровой и
В.С.Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной
деятельностью

(«Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников»,

методические рекомендации под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004) .
Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по
экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе.
Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми
экспериментальной деятельности:
Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при
выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он
удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной
деятельности.
8

Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при
выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично
проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы.
Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания,
допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная. Проявляет интерес к совместной
экспериментальной деятельности, анализирует и делает выводы с помощью взрослого.
Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности
Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания,
допускает 1-2 ошибки.

Проникает в причинно-следственные связи явлений,

проявляет

интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого.
Проявляет интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.
Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет
инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Устанавливает причинноследственные связи, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Использование в работе с детьми по экологическому развитию детей старшего
дошкольного возраста форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании
вещей и явлений окружающего мира позволяет решать не только образовательные, но и
воспитательные
сопереживания

задачи:
и

развитие

ответственности.

толерантности,
Таким

нравственные

образом,

по

наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей,

качества,

результатам

чувство

диагностики

развитии познавательной

активности и любознательности, расширении кругозора.
Данная разработка может быть востребована во всех детских садах, решающих задачу
экологически развитой личности ребенка и в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

9

Список литературы
1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.М.: АРКТИ, 2004, 320 с.
2. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания
дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности
«Дошкольное образование» / Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева;
под.ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – 319
3. Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников:

Методические

рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. -2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004.
4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебновоспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по
национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н.Б.Потолицыной;
Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. –
Сыктывкар, 2007.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с
детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
7. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ:
Интегрированные занятия/ Под.ред. К.Ю.Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с.
8. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению
детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с.
9. Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста. А.Е.Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- С.118-195.
11. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие
для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с.
12. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?.- СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с.
13. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005. – 104
с.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта
работы): Метод.пособие/ Сост. И ред. Т.В.Хабарова; Коми республиканский институт
развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с.

10

14. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и
воспитания детей в детском саду. - СПб., «Акцидент», 2004.

.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».