Подписано цифровой подписью: Позднякова Светлана Викторовна Дата: 2022.04.18 16:11:01 +03'00' Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Автор: Хуснутдинова Ольга Владимировна воспитатель г.Усинск 2020 год ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Введение. …………………………………………………. 3,4 Основная часть …………………………………………. 5-8 Заключение……………………………………………….. 8 Список литературы……………………………………… 10 2 Введение В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – вуз – производственная деятельность)». Ориентация на «природу как среду» получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Методическая разработка «Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира» преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического образования и воспитания, правильного поведения в природе и правильного отношения к ней. 3 В ходе ее реализации решаются следующие задачи: Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе; Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним; Развивать познавательную активность детей и инициативу в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране; Развивать первоначальные географические представления; Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь; Анализ некоторых программ, изучение «Концепции содержания непрерывного образования» и учет методических рекомендаций разных авторов позволил мне разработать систему опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и составить рабочие программы с использованием опытнической деятельности на каждом занятии в соответствии с изучаемой темой раздела программы. В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др. в своих программах («Детство», «Мы», в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы. Методическая разработка используется на занятиях по разделу «Природный мир», на прогулках и в самостоятельной деятельности детей. Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента в занятие, который связан с изучаемой темой. Также в методической разработке предложены опыты, требующие длительного наблюдения. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы. 4 Основная часть Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний в вопросах, направленных на закрепление этих знаний. В основу распределения содержания тем и задач занятий заложены ведущие концептуальные идеи авторов программы «Детство». Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей географических в освоении представлений представлениях; развивается о природном мире любознательность, и элементарных словесный анализ- рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинноследственных связей. Методическая разработка основана на принципах: - принцип амплификации; - принцип системности; - принцип научности; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип региональности. 5 Структура детского экспериментирования Целеполагание Выдвижение гипотез Подтвердилось Не подтвердилось Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы Проблемная ситуация Реализация в действии Подтвердилось Формулирование выводов Методы и приемы, обеспечивающие активную позицию ребенка при проведении эксперимента: Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытноэкспериментальной деятельности рекомендуется использовать: решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов,…); постановку проблемных вопросов(как накормить целый город овощами?,…); поисковую деятельность (сбор и составление гербария…),; наблюдения; работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов); систему игровых технологий; чтение детской природоведческой литературы, выполнение заданий из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию!». 6 Совместная деятельность воспитателя и детей: - диагностика детей (первичная, текущая, контрольная); - наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; - целевые прогулки и экскурсии на природе; - игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные); - рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы; - беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, энциклопедий; - сбор различных коллекций (семян, камней, осенних листьев…); - опыты, поисковая деятельность; - труд в уголке природы и на участке; - работа с моделями; - работа с календарями природы, дневниками наблюдений; - различные виды изобразительной деятельности на экологические темы; - создание книг-самоделок; - экологические досуги и праздники. Самостоятельная деятельность детей: - задания для самостоятельных наблюдений в природе; - создание проблемных ситуаций – познавательных и практических; - разные виды игр; - экспериментирование; - уход за растениями и животными в уголке природы; - рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий. Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности. Для успешной реализации методической разработки необходимо создать практический и наглядный инструментарий, ведь овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, видеть их, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает: более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат; 7 аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,), улиток и рыб. Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы: натуральные объекты живой и неживой природы; иллюстративные пособия; вспомогательные приборы и оборудование. В работе используются коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающие ребенка, разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами. Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование. Заключение В результате систематической работы по детскому экспериментированию происходит значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора. Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностический материал Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Рабочая тетрадь ч. 2.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 и методики Л.Н.Прохоровой и В.С.Юркевич по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью («Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации под общей ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004) . Результаты педагогической диагностики позволяют определить уровень знаний детей по экологическому развитию и уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Эффективность отслеживается по пятиуровневой системе. Уровни сформированности экологических представлений и овладения детьми экспериментальной деятельности: Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает более пяти ошибок или не справляется с заданием. Он удовлетворяется односложной информацией не проявляет интерес к экспериментальной деятельности. 8 Уровень ниже среднего. Ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, допускает 3-4 ошибки или не справляется с заданием. Частично проявляет интерес к экспериментальной деятельности, не анализирует, не делает выводы. Средний уровень. Ребенок частично проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 2-3 ошибки. Потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Проявляет интерес к совместной экспериментальной деятельности, анализирует и делает выводы с помощью взрослого. Не проявляет интерес к самостоятельной деятельности Уровень выше среднего. Ребенок проявляет инициативу при выполнении задания, допускает 1-2 ошибки. Проникает в причинно-следственные связи явлений, проявляет интерес к окружающему миру, рассуждает и аргументирует с помощью взрослого. Проявляет интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности. Высокий уровень. Ребенок с интересом, правильно выполняет задания, проявляет инициативу и самостоятельность, мотивирует свои действия. Устанавливает причинноследственные связи, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Использование в работе с детьми по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста форм партнерской и самостоятельной деятельности в исследовании вещей и явлений окружающего мира позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные сопереживания задачи: и развитие ответственности. толерантности, Таким нравственные образом, по наблюдаются изменения в уровне воспитанности детей, качества, результатам чувство диагностики развитии познавательной активности и любознательности, расширении кругозора. Данная разработка может быть востребована во всех детских садах, решающих задачу экологически развитой личности ребенка и в работе с детьми с общим недоразвитием речи. 9 Список литературы 1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.М.: АРКТИ, 2004, 320 с. 2. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева; под.ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – 319 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. -2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. 4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 5. Ознакомление с окружающим миром: Цикло-блочное планирование учебновоспитательной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по национально-региональной программе «Парма»/ Под общей ред. Н.Б.Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2007. 6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с. 7. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под.ред. К.Ю.Белой. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 176 с. 8. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144с. 9. Тутушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. А.Е.Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с. 10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- С.118-195. 11. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие для преподавателей. – Мн.: «Тесей», 1999. – 124 с. 12. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?.- СПб.: СОЮЗ, 1998. – 80 с. 13. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2005. – 104 с.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с детьми 3-7 лет (из опыта работы): Метод.пособие/ Сост. И ред. Т.В.Хабарова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2006. – 86 с. 10 14. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб., «Акцидент», 2004. . 11