Кондратьева ЕА Формирование культуры речи

НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка—детский сад"г.Усинска

Овощи. Фрукты. Много помидорОВ, мандаринОВ, апельсинОВ, килограммОВ, свЁкла,
слИвовый, грУшевый, щавЕль…

Кондратьева
Елена
Александровна

Продукты. ТвОрог и творОг, йогурт, кофе
(он), тОрты…
Одежда. Обувь. Много пальто, носкОВ, чулок, сапог, ботинОК, валенОК, бАнты, шАрфы, свит[Э]р, каталОг, шин [Э]ль, красИвее.
Надену (на себя), одену (кого-то).

учитель-логопед
высшей
квалификационной
категории

Профессии.
ИнженЕры, докторА, малЯр (малярЫ), столЯр (столярЫ), танцОвщица, нефтепровОд,
договОр (договОры), ДосУг, фанера, крАны,
аэропОрт (аэропОрты)…

«Формирование навыков
литературного произношения на
основе развития лексикограмматического строя речи у
детей дошкольного возраста»

Дом. ЖалюзИ, стИральный, кУхонный, квартАл, мусоропровОд, трубопровОд, лИфты.
ЗонИт (звонЯт), класть (положить).
Ску[Ш]но, коне[Ш]но…

Учитель-логопед

Кондратьева
Елена Александровна
E-mail: kondratieva-72@mail.ru
Персональный сайт:
kondratieva-72.wixsite.com/mysite

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка—детский сад"
г.Усинска

«Культура речи – степень владения
литературным языком, в целях наиболее эффективного общения в различных
условиях коммуникации»
Скворцов Л.И.
Основы произносительной культуры
закладываются в самом раннем детстве.
Велика эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеоб-

Адрес: 169711, Республика Коми
г. Усинск, ул. Строителей, 11 б
Телефон: 8(82144) 43-0-88
E-mail: cpprik_usinsk@mail.ru

разное зеркало, которое наиболее ярко
отражает степень общего интеллектуального развития человека.

Виды литературных норм
Орфоэпические
нормы
(произносительные).
Правильно: ску[ш]но, ат[э]лье, муз[е]й, е[в]о...
Нельзя: ску[ч]но ат[е]лье, муз[э]й,
е[г]о...


Акцентологические
нормы
(постановка ударения).
Правильно: позвонит, звонишь,
красивее, свёкла ...
Нельзя: позвонит, звонишь, красивее, свекла ...


Словообразовательные нормы
(регулируют выбор морфем в
составе нового слова).
Правильно: много помидоров, килограммов, сапог, носков ...
Нельзя: много помидор, килограмм, сапогов, носок …


Морфологические нормы (это
нормы правильного употребления грамматических форм разных частей речи).
Правильно: инженеры, крепкий
кофе ...
Нельзя: инженера, крепкое кофе ...


Игры и упражнения
«Один

– много» Н-р, у меня один
мандарин (помидор…), а у тебя - много мандаринов (помидоров…).
 «Исправь свинку Пепу»
Исправляем ошибки речи.
 «Задачи» Сколько апельсинов стало? Ответ:
5 апельсинов.
«Один

– пара» Н-р,
один сапог
(ботинок…) – пара сапог (ботинок...) …
 «Посчитай до 5»
Н-р, один помидор, 2(3,4) – помидора, 5 – помидоров.
 Сюжетно
–
ролевые
игры:
«Посещение
магазина
«Одежда» (“Продукты», «Обувь»),
«Ателье», «Одеваем малыша»,
«Дочки-матери», «Стройка» и др.

В рифмы мы играем –
слова запоминаем
Угощала тётя Фёкла всех
морковкой, луком, свЁклой.
Как-то очень-очень быстро
плАмя вспыхнуло из Искры.
Я беру свой инструмент,
быстро развожу цемЕнт.
Брёл я долго и устал,
перешёл седьмой квартАл.
Что за странный носорог
ел и твОрог , и творОг.
Все в нашем Козяеве
хорошие хозЯева.
Друг отца, сосед Егор
очень опытный шофЁр.
Поскорей скажите, сэр,
как проехать в диспансЕр?
Эх, люблю в кругу подруг
проводить я свой досУг.
На поляне растёт ель,
а под елью той – щавЕль.
Ты сегодня привези
на окошко жалюзИ.
Ваня – опытный малЯр
и немножечко столЯр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».