НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка—детский сад"г.Усинска Овощи. Фрукты. Много помидорОВ, мандаринОВ, апельсинОВ, килограммОВ, свЁкла, слИвовый, грУшевый, щавЕль… Кондратьева Елена Александровна Продукты. ТвОрог и творОг, йогурт, кофе (он), тОрты… Одежда. Обувь. Много пальто, носкОВ, чулок, сапог, ботинОК, валенОК, бАнты, шАрфы, свит[Э]р, каталОг, шин [Э]ль, красИвее. Надену (на себя), одену (кого-то). учитель-логопед высшей квалификационной категории Профессии. ИнженЕры, докторА, малЯр (малярЫ), столЯр (столярЫ), танцОвщица, нефтепровОд, договОр (договОры), ДосУг, фанера, крАны, аэропОрт (аэропОрты)… «Формирование навыков литературного произношения на основе развития лексикограмматического строя речи у детей дошкольного возраста» Дом. ЖалюзИ, стИральный, кУхонный, квартАл, мусоропровОд, трубопровОд, лИфты. ЗонИт (звонЯт), класть (положить). Ску[Ш]но, коне[Ш]но… Учитель-логопед Кондратьева Елена Александровна E-mail: kondratieva-72@mail.ru Персональный сайт: kondratieva-72.wixsite.com/mysite Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка—детский сад" г.Усинска «Культура речи – степень владения литературным языком, в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации» Скворцов Л.И. Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. Велика эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеоб- Адрес: 169711, Республика Коми г. Усинск, ул. Строителей, 11 б Телефон: 8(82144) 43-0-88 E-mail: cpprik_usinsk@mail.ru разное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Виды литературных норм Орфоэпические нормы (произносительные). Правильно: ску[ш]но, ат[э]лье, муз[е]й, е[в]о... Нельзя: ску[ч]но ат[е]лье, муз[э]й, е[г]о... Акцентологические нормы (постановка ударения). Правильно: позвонит, звонишь, красивее, свёкла ... Нельзя: позвонит, звонишь, красивее, свекла ... Словообразовательные нормы (регулируют выбор морфем в составе нового слова). Правильно: много помидоров, килограммов, сапог, носков ... Нельзя: много помидор, килограмм, сапогов, носок … Морфологические нормы (это нормы правильного употребления грамматических форм разных частей речи). Правильно: инженеры, крепкий кофе ... Нельзя: инженера, крепкое кофе ... Игры и упражнения «Один – много» Н-р, у меня один мандарин (помидор…), а у тебя - много мандаринов (помидоров…). «Исправь свинку Пепу» Исправляем ошибки речи. «Задачи» Сколько апельсинов стало? Ответ: 5 апельсинов. «Один – пара» Н-р, один сапог (ботинок…) – пара сапог (ботинок...) … «Посчитай до 5» Н-р, один помидор, 2(3,4) – помидора, 5 – помидоров. Сюжетно – ролевые игры: «Посещение магазина «Одежда» (“Продукты», «Обувь»), «Ателье», «Одеваем малыша», «Дочки-матери», «Стройка» и др. В рифмы мы играем – слова запоминаем Угощала тётя Фёкла всех морковкой, луком, свЁклой. Как-то очень-очень быстро плАмя вспыхнуло из Искры. Я беру свой инструмент, быстро развожу цемЕнт. Брёл я долго и устал, перешёл седьмой квартАл. Что за странный носорог ел и твОрог , и творОг. Все в нашем Козяеве хорошие хозЯева. Друг отца, сосед Егор очень опытный шофЁр. Поскорей скажите, сэр, как проехать в диспансЕр? Эх, люблю в кругу подруг проводить я свой досУг. На поляне растёт ель, а под елью той – щавЕль. Ты сегодня привези на окошко жалюзИ. Ваня – опытный малЯр и немножечко столЯр.