Шевлякова И.Ю. Артикуляционная моторика

Учитель-логопед проводит
обследование:




устной речи дошкольника
устной речи школьника по тестовой
методике Фотековой Т.А.
письменной речи школьника
а также индивидуальное
консультирование родителей
по вопросам:






Задержка речевого развития у ребёнка
Нарушение письма у школьника
Заикание у ребёнка
Нарушение звукопроизношения

Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным
объёмом движения, темпом выполнения,
хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка—детский сад"г.Усинска

Консультация учителя-логопеда
Шевляковой И.Ю.

В начале работы может быть напряжённость движений речевых органов: языка,
губ. Постепенно напряжение исчезает, движения станут свободными и координированными.

«Развитие артикуляционной
моторики»
МБДОУ
"Центр развития ребёнка—детский сад"
г.Усинска

Учитель-логопед высшей категории
Шевлякова Илона Юрьевна

Адрес:
169711, Республика Коми

Эл. почта: ilona.shev@yandex.ru
Персональный сайт:
http://ilonashev.wix.com/logopedusinsk

г. Усинск, ул. Строителей, 11 б
Эл. почта: crrds.usinsk@mail.ru

Гимнастика для рук, ног - дело нам
привычное и знакомое. А вот зачем
язык тренировать, ведь он и так "без
костей"? Оказывается, язык - главная
мышца органов речи. И для него, как и
для всякой мышцы, гимнастика просто
необходима. Ведь язык должен быть
достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением.

Почему необходимо выполнять
артикуляционную гимнастику?
 более быстрое преодоление дефектов речи во




время занятий с логопедом благодаря уже
подготовленным мышцам;
возможность исправить дефекты на начальной
стадии без помощи логопеда;
устранение эффекта «каши во рту» у детей с
правильным, но вялым звукопроизношением;
возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.

Для улучшения результата, только логопед
подберет индивидуальный комплекс
артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.

Правила артикуляционной
гимнастики:
 ежедневно заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и
вечером) не более 5–7 минут;
 упражнения выполнять перед зеркалом: вы показываете ребенку движение,
он повторяет его за вами;
 добиваться правильного выполнения
упражнений;
 проводить не более 5 упражнений за
одно занятие;
 проводить упражнения в игровой
форме, применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений.

Нетрадиционные упражнения для малышей

Основной комплекс
артикуляционной гимнастики

Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую
сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и
вниз.
3. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
4. Толчками надавливать краем ложки на
расслабленный язык.
5. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к
губам и совершать круговые движения по
часовой и против часовой стрелки.
6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью
чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против
часовой стрелки.
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (соком, чаем,
компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая
жидкость.
3. "Язык-ковш" двигается вперед-назад.

«Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, как при звуке и. Верхние и нижние
резцы видны (удерживать 10 – 15 секунд или под счёт от 1 до 5 – 10).
«Трубочка» Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке у
(удерживать 10 – 15 секунд или под счёт
от 1 до 5 – 10).
«Лопатка» Рот открыт. Губы в улыбке.
Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу (удерживать 10 –
15 секунд или под счёт от 1 до 5 – 10).
«Иголочка» Рот открыт. Узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд
(удерживать 10 – 15 секунд).
«Чашечка» Рот открыт. Язык высунут.
Боковые края и кончик языка подняты,
средняя часть спинки языка опущена,
прогибается книзу (удерживать 10 – 15
секунд). Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была
неподвижна.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».