Шевлякова И.Ю. Речевые игры и упражнения

Наиболее частыми ошибками в
устной речи дошкольников являются:
 искажения звуко-слоговой структуры слова («моносафт»-космонавт).
Причина: нарушение фонематического анализа и синтеза;
 замены фонетически близких звуков («масына»-машина).
Причина: нарушение фонематического восприятия;
 неточность употребления слов,
аграмматизмы в речи (нарушения построения предложно-падежных конструкций).
Причина:
нарушение
лексикограмматического строя речи.
Учитель-логопед проводит:
 обследование устной

и письменной

Все недостатки устной речи важно
устранить еще в дошкольном возрасте,
до того, как они превратятся в стойкий,
сложный для корректировки дефект.
Кроме того, важно помнить, что в
дошкольный период речь ребенка
развивается наиболее интенсивно,
а главное – она наиболее гибка и
податлива для исправления.

МБДОУ

 «Задержка речевого развития у ребёнка»
 «Нарушение письма у школьника»
 «Заикание у ребёнка»
 «Нарушение звукопроизношения»

Консультация учителя-логопеда
Шевляковой И.Ю.

«Речевые игры и упражнения»

"Центр развития ребёнка—детский сад"
г.Усинска

речи детей
 консультирование по вопросам:

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка—детский сад"г.Усинска

Адрес:
169711, Республика Коми
г. Усинск, ул. Строителей, 11 б
Эл. почта: crrds.usinsk@mail.ru

Правильная речь: умение четко
произносить звуки, различать их,
владеть
артикуляционным
аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои
мысли – один из показателей
готовности
ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения
грамоты и чтения.

Фонематический слух



развитие фонематического восприятия — умения различать звуки
формирование
фонематического
анализа и синтеза — умения определять количество и последовательность звуков в слове

Игры и упражнения на развитие
фонематического слуха
"Поймай звук"
Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (хлопают,
топают, вскидывают руки вверх и
т.п.), когда слышат условленный звук.
"Путаница" ("Найди ошибку")
Педагог неправильно произносит слова
или шуточные оговорки, а дети угадывают, как их исправить. Например: Русская
красавица своей козою славится.
"Попугай" (игра с мячом)
Педагог произносит ряд слогов (слов),
ребенок повторяет. Например: па-ба,
та-да, ка-ка-та, дом-ком-том и т.п.
"Что подарим Павлику (Соне, Коле)?"
Подбор слов на определённый звук.
Например: Павлику подарим: Портфель, Пенал, Паровоз, Пальто ...
"Отгадай слово" ("Собери слово")
Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети
синтезируют звуки в слово. Усложнение:
дети сами загадывают слова из звуков.

Словарный запас


обогащение словарного запаса



уточнение значения слова



расширение семантики (значения) слова

Грамматический строй речи


развитие навыков словоизменения и
словообразования



развитие связной речи

Игры и упражнения
на развитие лексики

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

Глагольный словарь
Кто как передвигается (ползает, летает...)
Кто как голос подаёт (лает, кукует, рычит)
Кто как звуки издаёт (ветер свистит…)
Кто как ест (жуёт, грызёт, клюёт, сосёт...)
Кто что делает (доктор лечит, маляр красит, учитель учит, продавец продаёт ...)
Овладение прилагательными
Цвет, форма, величина, высота, толщина,
длина, ширина, вкусовые качества, качества
поверхности, вес.
"Кто больше"
Подбор слов-действий, слов-признаков к
предмету, явлению.
"Назови лишнее слово"
Педагог называет ряд слов и предлагает
детям определить среди них лишнее слово.
Например: думать, ехать, размышлять,
соображать.
"Скажи наоборот" (игра с мячом)
Педагог называет слово, поймавший мяч
ребенок должен подобрать слово, противоположное
по
значению.
Например:
одеть—раздеть, день—ночь, горячий—
холодный, весело—грустно…

УТОЧНЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМЫ:
ВИНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
«Что умеют рисовать цветные карандаши?» (трубу, часы, корову..)
«Кто самый наблюдательный?» (Я вижу: детей, стол, машину, куклу, мяч...)
ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
«Кому нужны эти вещи?» (Предметные
картинки: профессии, инструменты)
«Передаю ключ (кому?)…» (Я передаю
ключ Кате (Мише, Игорю, Соне...»)
ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
Беседы «С чем можно сделать бутерброд?», «С чем можно пить чай?», «С
кем ты дружишь?»
РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
«Чьи это вещи?» (Серёжи, Маши…)
«Чего нет (много)?» (машин, кукол…)
«Из чего сделаны предметы?» (стол из
дерева—деревянный…)
ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА
«Где что хранится?» (Посуда, одежда,
книги, карандаши, продукты, …)
«Где что растёт?» (Грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер,..)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».