Учитель-логопед проводит Задержка в развитии речи обследование: отражается на формировании всей устной речи дошкольника устной речи школьника по тестовой методике Фотековой Т.А. письменной речи школьника психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует пра- Консультация учителя-логопеда Шевляковой И.Ю. вильному формированию а также индивидуальное познавательных процессов, влияет консультирование родителей на эмоционально-волевую сферу. по вопросам: Только совместная работа Задержка речевого развития у ребёнка Нарушение письма у школьника Заикание у ребёнка Нарушение звукопроизношения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка—детский сад"г.Усинска врачей, логопеда и родителей приводит к хорошим результатам. МБДОУ «Задержка речевого развития у ребёнка» "Центр развития ребёнка—детский сад" г.Усинска Учитель-логопед высшей категории Адрес: Шевлякова Илона Юрьевна 169711, Республика Коми Эл. почта: ilona.shev@yandex.ru г. Усинск, ул. Строителей, 11 б Персональный сайт: Эл. почта: cpprik_usinsk@mail.ru http://ilonashev.wix.com/logopedusinsk ЗРР - задержка речевого развития отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых не сформирован минимальный словарный запас слов, они не говорят предложения, не используют прилагательные и наречия, мало задают вопросов. Речь ребенка с ЗРР больше напоминает лепетание и звукоподражание. Как распознать отставание в речевом развитии ребенка? Беспокойство родителей должны вызвать случаи, когда: в возрасте 1,5 года ребенок не понимает простых слов, не знает своего имени и названий привычных для него предметов; двухлетний ребенок не пытается повторять за Вами слова; в 2,5 года ребенок не может построить фразу из двух слов; трехлетний ребенок не может произнести простое предложение. Проявление любого из признаков служит поводом для обращения к специалисту. Причины задержки в развитии речи ребёнка: состояние его анамнеза; отклонения в строении артикуляционного аппарата; стрессы, психические заболевания; частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, недостатки педагогических воздействий (гиперопёка или недостаточное внимание к ребенку); сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие. Рекомендации родителям неговорящих детей 1. Больше говорите с ребенком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание). 2. Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. 3. Используйте в речи наряду с полными словами, их упрощенные варианты (машина гудит: би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух!) 4. Пойте ребенку. Лучше не менять часто репертуар. 5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр, н-р, “Делай, как я” («Покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж...») 6. Чаще читайте ребёнку!!! 7. Ограничьте использование компьютера и телевизора до 2-х часов в день (с перерывами). 8. Начинайте учить ребёнка различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик), количество (один – много). 9. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока белобока». 10. Развивайте общие движения малыша: бег, ходьбу, прыжки, ползание, лазание, ловля мяча. Совместные игры с ребёнком: Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка? », «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно. Не дожидаясь, пока ребёнок начнёт сам вступать в речевой контакт, развивайте мыслительные процессы, начинайте учить его различать предметы по размеру («Покажи большой мяч – маленький мяч»), соотносить цвета, форму («Дай такое же ведёрко, как у меня»), количество («Покажи один – покажи много») . Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, ух, бах». Ребенку позволительно повторять только гласные: «А, о, у». Игры «Прятки» («Ку-ку!»), «Паровозик» («Ту-ту!»), побуждают желание подражать взрослому.